2012-11-20 12:58:00

Газета Управления мусульман Кавказа "СВЕТ ИСТИНЫ": "Не вчера это началось"

Трагические события уходящего 1433 года мусульманского календаря, убийства религиозных деятелей на Северном Кавказе, в особенности в Дагестане, Татарстане хоть и являются проблемами России, но, как и вообще вопросы духовные не могут быть ограничены государственными границами, столь же актуальны для всех постсоветских мусульманских стран, в том числе и для Азербайджана.

Еще совсем недавно, как по эту, так и по ту сторону Кавказского хребта наблюдалась одна и та же мрачная картина закрытых мечетей, забвения религиозных ценностей. Но завершилось божественное испытание атеизмом и обретшие государственную независимость бывшие союзные республики настежь открыли двери мечетей и церквей, подняли "железный занавес", наглухо закрывавший границы. Однако, как оказалось, одно испытание только уступило место другому, ведь через ставшие прозрачными границы хлынули эмиссары чуждых нашим народам толкований Ислама и этот "импорт" обернулся для всех без исключения постсоветских республик острыми проблемами.

Так уж устроен человек, что всегда тянется к запретному плоду и одним из таких запретов времен жестких идеологических ограничений советского периода была сама религия. Поэтому и стал изголодавшийся народ проглатывать всю предлагаемую ему иноземными эмиссарами религиозную литературу, как иссохшая губка впитывать их речи. А что могло противопоставить им в то время наше духовенство, когда число профессиональных религиозных деятелей, теологов исчислялось единицами? В результате и образовалась наблюдаемая сегодня сложная ситуация на Северном Кавказе, непрекращающиеся попытки перекинуть ее в Поволжье, Центральную Азию, Азербайджан.

Сегодня много говорят о высокой степени религиозной терпимости в Азербайджане, который, по образному выражению посла одной из ведущих европейских держав в Баку, мог бы экспортировать, наряду с углеводородами и накопленный опыт толерантности. И здесь нет ничего необычного, ведь Ислам, которому учил умму Пророк (с) является образцом терпимости и уважения иного мнения, чему есть огромное число примеров. Азербайджан одним из первых принял Ислам, по сей день сохранив и многоконфессиональность, создал на небольшой своей территории настоящую семью из многих народов и вероисповеданий. В Азербайджане нашли убежище, а в его земле и вечный покой и миссионеры христианства, и представители святого рода Пророка Мухаммеда (с).

Семь десятилетий социалистического общественно-политического строя, хоть и прервали естественную эстафету передачи религиозных познаний последующим поколениям, вместе с тем стали годами испытания и укрепления духа верующих людей. Оглядываясь на то время, можно с уверенностью говорить, что когда количество действующих мечетей в стране, в которой не только в городах, но даже в селах, помимо соборных, были и квартальные мечети сократилось до меньше чем двух десятков, Ислам не был данью моде, а именно духовной потребностью. Именно в то время и возникла база нынешнего светского общества, социальная составляющая которой сложилась из людей различных национальностей и вероисповеданий. При этом и в советское время, и сегодня в основе уклада нашего общества и его культуры лежали и лежат, прежде всего, моральные ценности Ислама. На них воспитан наш народ в результате многовековой жизненной практики, благодаря им выдержал он исторические испытания и оставил свой след в истории. Поэтому верующим Азербайджана трудно понять, когда какие-то люди совершают насильственные действия, провозглашая, что действуют во имя Ислама, порой даже не понимая, что представляет собой истинный Ислам. Поэтому нельзя судить об Исламе по поступкам тех или иных людей, объявляющих себя мусульманами.

Есть лишь один источник, дающий нам истинное понимание того, что же представляет собой это вероучение - Откровение, ниспосланное человечеству 14 столетий тому назад и зафиксированное в Священном Коране. Самая поздняя из мировых религий на практике показала миру то, что сегодня принято называть плюрализмом. При утверждении исламских ценностей не упразднялись, а обогащались национальные культуры народов его принявших. Наглядным примером этого служит Азербайджан, где по сей день сохранились христианские церкви Кавказской Албании, где уже в официально мусульманском государстве продолжали строиться синагоги и даже храмы огнепоклонников. Такая терпимость вполне понятна, ведь Всевышний в Коране ясно дал понять, что Он открыл Пророку (с) то, "...что завещано Ибрахиму, (а следом) Мусе и (позднее) Исе" (сура "Совет", аят 13).

Храмы всех религий взяты под охрану нашим государством, но дошли они до наших дней только потому, что во все времена охранялись самими людьми, как "Дома Бога". Многие из присутствующих здесь муфтиев часто бывают в Баку и знают, что среди храмов, оберегаемых нашим народом, есть и григорианские церкви. К сожалению, такое отношение не обоюдное, в мечетях, оставшихся на оккупированных территориях Карабаха, содержится скот, они разрушаются, а на охранных табличках представляются как иранские. Видимо наши соседи, веками живущие в мусульманском окружении так и не поняли, что не бывает мечетей по национальному признаку.

Мусульмане не впервые сталкиваются с таким отношением. Из истории мы знаем, что на протяжении веков они не только не разрушали храмы иных конфессий, но и разрешали строить новые, тогда как испанские христиане, восстановив свое господство в стране, варварски разрушили большинство мечетей. Такая же картина наблюдалась в Греции и Сербии, где не осталось и следа от сотен мечетей, построенных в период Османского правления, а единственная уцелевшая в Белграде была недавно отреставрирована при финансовой поддержке правительства Азербайджана. В отношении сотен мечетей, выстроенных нашим народом на территории современной Армении, по примеру средневековой Испании также была устроена самая настоящая инквизиция. Очевидно, что такое различие в подходах берет начало опять же с коранического требования быть терпеливыми к "людям Писания", четкой юридической нормы, направленной на защиту религиозных меньшинств.

Сегодня умма всего постсоветского пространства переживает небывалый бум, выраженный в строительстве мечетей, религиозных центров, медресе, массовым притоком молодежи в лоно религии. Вместе с тем она почти ежедневно сталкивается с внутриконфессиональной неприятием, террором, убийствами религиозных деятелей, навязыванием собственного, порой далекого от истины понимания Ислама мнения другим. Нетерпимость к инакомыслию, желание подмять под себя вековые традиции собственного народа, а при не согласии - террор, вот далеко не полный перечень того, что получили мы за минувшие двадцать лет со времени обретения свободы совести. И пока ведутся дискуссии, террор продолжает уносить жизни, до бесконечности пополняя список жертв во имя Ислама.

Наступил новый, 1434 год мусульманского календаря, десятое число которого приходится на Ашуру. Этот день врезался в сознание мусульман многими событиями, среди которых и мученическая смерть внука Пророка (с) Имама Хусейна (а) за торжество идеалов истинного Ислама. Это событие многовековой давности показывает, что относительно новое слово "террор" означает старое, как и сам мир злодеяние, а сотрясающие современный мусульманский мир события, равно как и острая внутриконфессиональная борьба не вчера начались.


Зульфугар ФАРЗАЛИЕВ
16 ноября 2012 г.