2011-12-01 12:33:00

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" (Союз. Беларусь-Россия): "Молитва матери. В оценке фильма "Инокиня" сошлись простые зрители, профессионалы и президент"

На фестивале "Лiстапад" документальный фильм "Инокиня" минского режиссера и сценариста Галины Адамович получил 3 награды: от Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко "За гуманизм и духовность в кино", от Постоянного комитета Союзного государства Беларуси и России, а также диплом жюри конкурса "За яркое отражение духовного пути человека".

Почти одновременно "Инокиня" стала лауреатом VIII Международного благотворительного кинофестиваля "Лучезарный ангел" (Москва), получила Гран-при 22-го фестиваля документального кино "Россия" в Екатеринбурге. У картины уже много призов, ее премировали в Италии, Украине.

- Галина, получая приз Президента, вы сказали: "Это самая неожиданная награда нашему фильму. Снимался он не для фестивалей, призов - по заказу монастыря". Расскажите об этом подробнее.

- Это Свято-Елисаветинский женский монастырь. Он находится в Новинках, крупном районе Минска, рядом с республиканской психиатрической больницей. Монастырь новый, его построили в 1999 году, но несет большую социальную нагрузку. Сестры ходят к больным, помогают детям, старикам, бездомным, людям, вышедшим из тюрем, которым некуда податься. Кто потерял близких, кто работу, кто жилье. Они работают на подворье, обеспечивают себя продуктами. У монастыря большое хозяйство. А еще там много творческих мастерских: иконописная, стенописная, керамическая. И кресты куют, золотят, и керамическую посуду делают, и мебель, и книги пишут, занимаются шитьем, вышивкой - разными ремеслами. Есть и видеостудия, где начали делать игровое и анимационное кино. Художественный фильм "Притчи" получил награду на Сретенском православном кинофестивале "Встреча" в Калужской области. Вот такое интересное место, где много и боли, и радости.

- О фильме "Инокиня" зрители говорят: "На душе становится светлее после него".

- Столько страсти, силы, горя, любви вложено в это кино, что оно трогает многих людей. В фильме отображена судьба Ирины Денисовой. Известный преподаватель, много лет работала в лицее при Консерватории. Муж ее был дирижером в Минской филармонии, где был хороший молодежный хор. Потом они развелись. Трое детей, младший ребенок заболел раком. Через болезнь сына она приходила к вере. Священник, который посещал онкологическую больницу, сказал ей: "Вашего сына может спасти только молитва матери. Если вы станете верующим человеком..." Прежде Ирина увлекалась астрологией, и по всем астрологическим картам выходила смерть. Представьте, каково матери? И она пошла в храм. Там споткнулась при входе, упала, решила, что это плохой знак, значит, не надо туда идти... То есть приход к Богу был долгим, тяжелым. Мать с сыном съездили в Свято-Успенский Жировичский монастырь в Гродненской области. Там чудотворная святыня - икона Божией Матери, самая маленькая из почитаемых Богородичных икон. Просили у Богоматери помощи. И ребенок спасся. Единственный из детей, которые болели, выжил. Сейчас Игнат учится в Московской консерватории, играет в ансамбле ударных инструментов Марка Пекарского. А Ирина стала монахиней, матушкой Иулианией. Кстати, с музыкой она не расстается, теперь главный регент монастырского хора. И в фильме звучит ее музыка.

- У вас есть и российские эпизоды...

- Да, их снимали в Москве и Петербурге. Героиня приезжает в Москву к сыну на концерт. А в Петербурге она встречается с бывшим мужем. Очень трогательная сцена, когда они смотрят друг на друга.

- Чем вы заняты сейчас?

- Снимаем фильм о подготовке наших спортсменов к Олимпиаде в Лондоне. Это очень интересно. Я люблю менять регистры, делать принципиально разные фильмы, с разным ритмом, темой. Выдающиеся спортсмены, достигшие высоких результатов, - сильные, умные, умеющие работать люди. Про каждого из тех, кого мы выбрали, можно снять отдельное кино, а у нас всего лишь групповой портрет.

- Так и тянет задать вопрос, который вам уже, наверное, оскомину набил: вы не родственница знаменитого писателя Алеся Адамовича?

- Не родственница. Мы много лет жили в одном дворе в Минске, я знакома с его дочкой Наташей. Это близкие для меня люди, но родственных связей мы не нашли. Когда Алеся Михайловича не стало, я сняла про него фильм по заказу канала "Культура". В детстве мне очень помогала моя фамилия: все думали, что я родственница писателя и частенько помогали мне. Прошло уже семнадцать лет, как нет Адамовича, и сейчас, к сожалению, в республике многие даже не знают, кто это. А я свою дочку назвала Алесей...


Светлана МАЗУРОВА
1 декабря 2011 г.