2008-05-30 10:54:00

"ВЕДОМОСТИ": "Братские Богоматери"

В Москве серьезные выставки икон редкость, а украинских и белорусских давным-давно не было. Так что выставку, открывшуюся в Третьяковке, легко принять за обыкновенное чудо.

Директор Третьяковской галереи Валентин Родионов на пресс-конференции со скрытой в голосе угрозой заметил, что выставка "Православная икона России, Украины, Белоруссии" - событие политическое и критике не подлежит. Действительно, что же критикой заниматься, если совместных культурных проектов между этими странами мало, выставка подготовлена к 1020-летию Крещения Руси, а музеи выбрали для нее лучшие иконы из своих коллекций. И если русская часть экспозиции, собранная из фонда Третьяковки, московским зрителям известна, то украинская и белорусская икона для многих - открытие.

Маршрут

У выставки важная миссия - после Москвы ее покажут в Киеве, а потом в Минске, каталог будет переведен на украинский и белорусский языки.

Политике противостоять трудно - стараясь подчеркнуть национальные особенности своих иконописных традиций, музеи, кажется, не задумывались о том, чтобы показать их общность. Точнее, об этом подумали только в Третьяковке, этот музей, решив продемонстрировать византийское происхождение русской иконы, показал более древние образы - XIV-XVI вв., где нет (или почти нет) влияния западноевропейской живописи. А из киевского и минского музеев привезли в основном иконы более поздние, в которых именно это влияние - самое очевидное. То есть русские на выставке оказались старшими, хранителями общих традиций. Но лучше в политику, историю и искусствознание не углубляться и смотреть выставку без всякой попытки анализа и обобщений, каждый образ отдельно, потому что любой по-своему очень хорош и достоин внимания.

Прекрасна и торжественна киевская "Богоматерь Ильинская и Черниговская", поздний список с чудотворной иконы. Золотой фон, алое облачение Богородицы, ее удлиненных пропорций лик - все на этой иконе так благородно и нежно, что на память приходит ранняя итальянская живопись. Поздняя, да и вообще вся европейская вспоминается, когда рассматриваешь "Благовещение" с непременной лилией в руках архангела, но это народный вариант канонического сюжета, что-то с композицией и пропорциями тут не очень хорошо. А вот "Богоматерь Братская" (ХVII в., Киевщина) хотя и не аристократичного письма, но уж очень приятная - героиня тут по-украински круглолица и черноброва и видно, что очень добра, а потому снисходительна к грехам нашим.

Влияние народного искусства на авторов привезенных из Киева и Минска икон не менее заметно, чем дальнее знакомство богомазов с европейским классицизмом и барокко, что понятно - не в столицах эти образы были писаны. Но если иконописцам не хватало мастерства, то кротости и благочестия у них было достаточно, чтобы создавать совершенно пленительные и глубоко прочувствованные образы. Так что нежнейшая "Богоматерь Одигитрия" из Пинска умиляет, а фрагменты деисусного ряда из сельской церкви Витебской губернии удерживают глаз и резным посеребренным фоном, и непривычно писанными ликами апостолов с очень высокими лбами, и сдержанной цветовой гармонией.

Эта выставка должна понравиться многим, даже тем, кто в иконах не слишком разбирается, ведь шедевры - они каждому раскрываются.


Ольга КАБАНОВА
30 мая 2008 г.