2005-10-10 13:40:00

Рекомендация ПАСЕ 1720 (2005) по итогам IV сессии. "Образование и религия"

1. Парламентская Ассамблея вновь настойчиво подтверждает, что исповедание любой религии, в том числе выбор атеистического мировоззрения, является сугубо личным делом каждого человека. Однако это не противоречит мнению, что общее хорошее знание религий и как следствие создание обстановки терпимости чрезвычайно важно для воспитания граждан в демократическом духе.

2. В рекомендации 1396 (1999) "О религии и демократии" Ассамблея заявила, что "Многие из проблем, стоящих перед современным обществом, такие, как основанные на нетерпимости движения фундаменталистов и террористические акты, расизм, ксенофобия, межнациональные конфликты, имеют религиозный аспект".

3. Семья играет первостепенную роль в воспитании детей, в том числе в выборе религиозного воспитания. Однако во многих семьях постепенно исчезает знание религии. Все больше и больше молодых людей не имеют необходимой опоры, чтобы в полной мере оценивать то общество, в котором им предстоит жить, и других, которые этому обществу противостоят.

4. Средства массовой информации - печатные и аудиовизуальные - могут играть чрезвычайно позитивную информационную роль. Однако некоторые из них, особенно ориентированные на широкую публику, очень часто демонстрируют заслуживающее сожаления невежество в области религии, что подтверждается, например, непозволительными параллелями, зачастую проводимыми между исламом и некоторыми фундаменталистскими и радикальными движениями.

5. Следует разделять политику и религию. Тем не менее, демократия и религия не должны быть несовместимыми понятиями. На деле им нужно стать надежными партнерами в предпринимаемых ради общего блага усилиях. Стремясь найти решение существующих в обществе проблем, государственные власти могут устранить многие ситуации, которые могут привести к религиозному экстремизму.

6. Образование играет ключевую роль в борьбе с невежеством, стереотипами и неправильными представлениями о различных религиях. Государству также следует принимать более действенные меры для обеспечения гарантий свободы совести и религиозных отправлений, поощрять распространение знаний о религиях, активизировать диалог с религиями и между ними, и оказывать поддержку социокультурной религиозной деятельности.

7. Школа занимает центральное место в образовательном процессе, формировании критического образа мышления будущих граждан и проведении межкультурного диалога. В ней закладываются основы толерантного поведения, основанного на уважении достоинства каждого человека. Обучение детей истории и философии основных религий в спокойной и объективной манере, проявление уважения к ценностям, воплощаемым в Европейской конвенции о правах человека, поможет эффективно бороться с фанатизмом. Чрезвычайно важным является осмысление истории политических конфликтов, развязанных во имя религии.

8. Знание религий является неотъемлемой частью знания истории человеческой цивилизации. И это совершенно иное, чем исповедание определенной религии и соблюдение религиозных обрядов. Даже в государствах, в которых явно доминирует одна религия, следует обучать происхождению всех религий, а не отдавать предпочтение единственной религии или поддерживать прозелитизм.

9. В Европе параллельно сосуществует несколько различных ситуаций. В целом, системе образования - и особенно государственным школам в так называемых секуляризованных странах - не выделяется достаточных средств для обучения основам религий, или - в странах, где существует государственная религия, а также в религиозных учебных заведениях - обучение сфокусировано только на одной религии. В некоторых странах введен запрет на демонстрацию или ношение религиозных символов в учебных заведениях. Эти положения были сочтены соответствующими Европейской конвенции о правах человека.

10. К сожалению, повсюду в Европе ощущается дефицит преподавателей, обладающих достаточной квалификацией для того, чтобы проводить сравнительный обзор различных религий, поэтому, чтобы решить проблему, необходимо открыть Европейский учебно-педагогический институт (по крайней мере для подготовки преподавателей для школьных учителей), который мог бы использовать опыт ряда институтов и факультетов в различных государствах-членах, которые в течение долгого времени занимались изучением и преподаванием сравнительного религиоведения.

11. Совет Европы отводит образованию ключевую роль в строительстве демократического общества, но изучению религий в школах еще не уделяется должного внимания.

12. Кроме того, Ассамблея отмечает, что три монотеистические библейские религии имеют общее происхождение (от Авраама) и разделяют многие ценности с другими религиями, и что ценности, поддерживаемые Советом Европы, произросли из них.

13. В соответствии с вышеизложенным Ассамблея рекомендует, чтобы Комитет Министров:

13.1. изучил возможные подходы к обучению основам религий в начальной и средней школе, например, с помощью базовых модулей, которые затем должны быть адаптированы к различным образовательным системам;

13.2. оказывал поддержку обучению основам религии как в ходе первоначального обучения, так в системе повышения квалификации, с соблюдением принципов, изложенных в предыдущих пунктах;

13.3. рассмотрел вопрос об открытии Европейского учебно-педагогического института по сравнительному изучению религий.

14. Ассамблея также рекомендует, чтобы Комитет Министров призвал правительства государств-членов обеспечить обучение основам религии в государственных начальных и средних школах на основе, в частности, следующих критериев:

14.1. целью такого обучения должно стать ознакомление учащихся с религиями, исповедуемыми в их собственной стране и соседних государствах, заставить их осознать, что все люди обладают одинаковым правом верить, что их религия есть "истинная вера", и что другие люди, исповедующие другую религию, или являющиеся атеистами, как представители человеческого рода ни чем не отличаются от них;

14.2. программа обучения должна включать в себя абсолютно объективную историю основных религий наравне с выбором придерживаться атеистического мировоззрения;

14.3. программа должна вооружать молодежь знаниями, которые позволят ей чувствовать уверенность в себе при соприкосновении с религиозным фанатизмом;

14.4. она не должна нарушать границу между культурной и религиозной сферами, даже если это касается стран с государственной религией. Это не насаждение веры, а стремление дать молодежи понять, почему религии являются источником веры для миллионов;

14.5. преподавателям религиозных дисциплин необходима специальная подготовка. Речь следует вести о преподавателях гуманитарных дисциплин. Однако специалисты в других областях тоже могут быть назначены ответственными за обучение религии.

14.6. государство должно проявлять заботу о подготовке преподавателей и утверждать учебные программы, которые должны быть адаптированы к специфике страны и возрасту учащихся. Разрабатывая эти программы, Совет Европы будет консультироваться со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с представителями религиозных конфессий.


Страсбург,

3-8 октября 2005 года