2007-04-24 12:00:00

Результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах РФ (информационная справка для СМИ)

В 2006 г. в связи с обращением Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко в Общественной палате Российской Федерации рассматривались вопросы преподавания в российских общеобразовательных школах учебных курсов по истории и культуре религий.

В результате обсуждений сложилось убеждение, что необходимо и в дальнейшем наблюдать за ситуацией в этой сфере. В связи с этим было принято решение о проведении мониторинга по теме "Обеспечение свободы совести и вероисповедания учащихся в государственной и муниципальной системе общего образования", направленного на получение данных непосредственно от более широкого круга источников из субъектов РФ.

Материалы мониторинга подготовлены по результатам информации, полученной из 72 субъектов Российской Федерации.

С учетом полученных данных можно примерно оценить общее число учащихся, изучающих учебные курсы по истории и культуре религий в Российской Федерации и соответствующее число педагогов, занятых их преподаванием. Различные курсы православной культуры по стране ориентировочно изучают 500-600 тыс. учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, курсы исламской культуры 150-200 тыс., курсы философско-религиоведческого содержания 50 тыс., курсы по истории и культуре иудаизма 10 тыс., буддизма 10 тыс., традиционных религий малочисленных народов Севера 10 тыс. учащихся. Итого 700-800 тыс. учащихся и, соответственно, не менее 20-30 тыс. учителей, занятых преподаванием этих учебных курсов.

Приращение в 2006-07 учебном году в сравнении с предыдущим 2005-06 учебным годом составило по всем курсам примерно 15-18%, т.е. примерно 100-120 тыс. учащихся. С учетом примерного распределения состава этноконфессиональных групп населения в стране: 85% этнокультурные номинальные православные, 10% - мусульмане, 5% - остальные (в том числе иудаисты менее 1%, буддисты менее 1%), пропорционально лидирует практика изучения основ исламской культуры и культуры иудаизма. Такие курсы изучают более 1% от численности соответствующих этноконфессиональных групп; у православных менее 0,5% .

В части регионов практика изучения курсов по истории и культуре религий в школах существенно не развивается. Это столичные города (Москва, Санкт-Петербург), большая часть регионов Урала, Сибири, большая часть регионов Дальнего Востока. Среди причин такого положения могут быть (в разных сочетаниях) отрицательное отношение администрации региона, руководителей образования, недостаток квалифицированных кадров организаторов такой практики в научно-образовательных учреждениях, вузах, управлениях образованием; отсутствие учебно-методического обеспечения.

В реальной практической деятельности государственной и муниципальной системы общего образования в регионах России встречаются попытки "добровольно-принудительного" введения в учебную программу общеобразовательных школ курсов религиозной культуры (разных конфессий). При этом могут игнорироваться мнения и интересы семей школьников, не обеспечиваться достаточное ознакомление родителей учащихся с содержанием образовательных программ, не учитываться или не фиксироваться их согласие на изучение детьми той или иной религиозной культуры. С другой стороны, на разных уровнях управления системой общего образования встречаются инициативы организации всеобщего философско-религиоведческого образования на безальтернативной основе. Есть попытки включения в обязательную программу обучения в школах учебных курсов по истории религий не наряду, а вместо курсов религиозной культуры при фактическом запрещении или негласном ограничении введения последних.

Все еще явно не хватает учебно-методического обеспечения (учебники для учащихся, пособия для учителей, наглядные пособия и др.). Это относится и к курсам православной культуры, и (даже в большей степени) к курсам исламской культуры, культуры буддизма. Единственным исключением можно считать пособия для преподавания курсов по истории и культуре иудаизма. В школах используются непосредственно пособия из Израиля (переводные), адаптированные к российским условиям, но также на основе израильских пособий, и программно-методические разработки местных педагогов.

В нескольких регионах России курсы религиозной культуры преподаются за счет часов регионального (национально-регионального) компонента учебного плана или прямо включены в состав регионального компонента общего среднего образования (Белгородская, Брянская области, Владимирская, Калининградская области, Чеченская Республика и др.) по всем годам обучения или на одной из ступеней общего среднего образования. В большой части регионов со средним развитием практики преподавания курсов религиозной культуры (от 1000 до 10000 учащихся) они преподаются за счет часов компонента образовательного учреждения (школьный компонент). Но есть регионы, где курсы религиозной культуры в рамках школьного компонента изучают большое число школьников. Используются также часы для дополнительных групповых занятий, факультативов, курсов школьного дополнительного образования (занятия, кружки и т.п. во второй половине дня, за рамками учебного расписания).

В ряде ответов из регионов конкретно указывается на наличие или отсутствие запросов граждан на изучение их детьми учебных курсов по истории и культуре религий в общеобразовательной школе, проведение соответствующих опросов родителей учащихся.

Так в Курганской области по данным социологических опросов родителей высказываются за преподавание курсов религиозной культуры 38% родителей, 16,3% - не поддерживают преподавание таких курсов. В ответе из Республики Калмыкия отмечается, что "изучение данных спецкурсов основывается на добровольном выборе самих учащихся. В Ульяновской области "с целью организации религиоведческого образования в образовательных учреждениях области в 2007-2008 учебном году в настоящее время проводится социологическое исследование".

Отметим, что отсутствие формальных обращений, письменных заявлений родителей обучающихся обычно не означает, что образовательный запрос реально отсутствует, это зачастую объяснятся просто неразвитостью структур гражданского общества или недостаточной информированностью родителей о возможности такого образования. Особенно это касается регионов, близких по этнокультурному составу населения к тем, где практика изучения религиозной культуры имеет широкое распространение.

В части регионов образовательный запрос на изучение курсов религиозной культуры, истории религий не фиксируются в отношении изучения истории и культуры тех религий, которые не распространены или мало распространены в данном регионе. Например, в Ямало-Ненецком АО "преподавание основ культуры ислама, основ буддизма и др. в ЯНАО не осуществляется ввиду отсутствия образовательного запроса со стороны родителей (законных представителей)". В информации из Московской области в отношении изучения курсов религиозной культуры, кроме православной, сообщается, что "преподавание религиозной культуры других конфессий (ислама, иудаизма, буддизма, и др.) в подмосковных государственных и муниципальных школах не осуществляется. На сегодняшний день предложений от представителей иных вероисповеданий по разработке учебных планов и программ подготовки специалистов для факультативного преподавания религиозных культур в адрес Правительства Московской области не поступало". Отметим, что здесь выражена определенная готовность органов власти в Московской области рассматривать такие предложения.

По данным Главного управления образования администрации г. Красноярска до настоящего времени даже в самом г. Красноярске, не подано ни одного заявления от родителей с просьбой о преподавании какой-либо религиозной дисциплины". Однако из последующей информации в ответе следует, что такие заявления родителей все же имеются (отдельные школы в г. Красноярске, Лесосибирске, Канске, Ачинске, Норильске и др.), на основании этих запросов преподаются курсы православной культуры. Кроме этого, также очевидно на основании согласия и решений родителей, в 30 школах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района преподается курс "История культуры малочисленных народов Таймыра".

В информации из некоторых субъектов РФ (особенно ряда многонаселенных регионов), в том числе г. Москвы, усматривается определенная неадекватность имеющейся практики и реального образовательного запроса со стороны населения. Например, в г. Москве соотношение основных мировоззренческих и этноконфессиональных групп москвичей примерно соответствует их соотношению в целом по стране: более половины граждан считают себя религиозными, из религиозных примерно 80% православных, 10% мусульман, 10% последователей остальных конфессий. В информации из г. Москвы указано, что в 2006-2007 учебном году изучаются: - курсы православной культуры, которые преподаются в 6-и школах, посещают 515 учеников; - курсы мусульманской культуры охватывают более 200 человек в 4-х школах с этнокультурным компонентом образования (татарским, дагестанским и азербайджанским); - курсы еврейской традиции (культуры иудаизма) в 4-х школах с этнокультурным еврейским компонентом образования посещают около 200 учащихся; - философско-религиоведческие курсы (история религий, религии мира и т.п.) в 14 школах изучают 560 человек.

Организация курсов осуществляется исключительно на основе добровольности выбора учащимися и при согласии их родителей". Очевидно, что в столичном мегаполисе с населением более 10 млн человек запрос на изучение курсов православной культуры среди москвичей гораздо выше. Также и курсы по исламской культуре, культуре иудаизма и другим традиционным религиям народов России могли бы изучать гораздо больше школьников, и не только обучающиеся в особых государственных школах с этнокультурными компонентом образования.

Отсутствие адекватных мер по реализации образовательных запросов граждан на изучение культуры традиционных религий в общеобразовательных школах в ответе из Республики Башкоротостан обосновывается некорректными аргументами: "Исходя из принципа светского характера государственной и муниципальной системы образования реализация прав граждан на изучение их детьми культуры традиционных российских религий (изучение основ православной культуры, культуры ислама, буддизма, иудаизма и др.) осуществляется через институт воскресных школ". Однако "институт воскресных школ" не имеет никакого отношения к деятельности органов государственной власти, управлений образованием в части обеспечения ими образовательных запросов граждан на изучение их детьми религиозной культуры.

Добровольный характер изучения учебных курсов по истории и культуре религий в настоящее время определяется, прежде всего, их отсутствием в федеральном компоненте базисного учебного плана, в составе федерального компонента общего среднего образования, обязательного для освоения всеми школьниками.

Соответственно, в большинстве ответов из регионов подчеркивается, что при введении и преподавании курсов религиозной культуры и философского религиоведения соблюдается принцип добровольности.

В Белгородской области на протяжении 8 лет курс православной культуры изучался в форме факультативных занятий на добровольной основе во всех школах области, при этом посещаемость составляла 98%. "В 2006 году в образовательных учреждениях области были проведены родительские собрания, на который вопрос перехода предмета из факультативного в региональный компонент подробно обсуждался и получил одобрение родителей. Право свободного посещения обучающимися уроков по предмету "Православная культура" не нарушается. Урок "Православная культура" посещают 134762 учащихся, не посещают по заявлению родителей 66 детей".

В школах Республики Ингушетия для тех родителей обучающихся, которые отказываются от изучения курса "Основы религии", знакомящего учащихся с культурой ислама, предлагается изучение курса "Основы этики", формирующего нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов. Информации об альтернативном изучении религиозной культуры других традиционных российских конфессий не содержится. Не содержится информации об альтернативе изучению курса преимущественно по исламской культуре (называется "История религий") и в школах Чеченской республики, в то же время сообщается, что он преподается "с соблюдением принципа добровольности".

В ответе из Удмуртской Республики указывается, что при доминирующем авторитете православия следует более внимательно относиться и к другой важнейшей религии России - исламу, необходимо поддерживать инициативы духовных управлений и мусульманского актива по изучению исламской культуры. Утверждается, что " религиозно-мировоззренческие конфликты имеют место в современной школе при преподавании истории, литературы, биологии, обществознания, МХК. Сегодня религиозный фактор уже учитывается при подготовке новых учебников (история, биология). Несомненно, право на свободу совести должно неукоснительно соблюдаться. А всякие маргинальные тенденции (в сторону приоритета религиозности или атеизма) будут лишь дестабилизировать ситуацию в данной сфере. Сохранять приоритетность системы светского образования необходимо. Но при определении стратегических задач государственной образовательной политики также необходимо учитывать значимость системы религиозного (конфессионального) образования. Эти два направления должны развиваться параллельно и гармонично, обеспечивая духовно-мировоззренческие потребности нашего общества.

Обобщение содержания ответов позволяет сделать следующий вывод. Действующее федеральное законодательство в принципе позволяет свободно развивать практику изучения истории и культуры религий в государственной и муниципальной системе общего образования, не препятствует этому. Однако имеется потребность в его уточнении и детализации как на уровне федерального образовательного законодательства, так и на уровне федеральных ведомственных нормативных актов, рекомендаций и т.п., устанавливающих единые правила введения и преподавания учебных курсов по истории и культуре религий во всех субъектах Российской Федерации.


23 апреля 2007 г.


Полный вариант документа см. на сайте Общественной палаты РФ.