2022-02-20 10:44:00

Александрийский патриарх должен внимательно прочесть решение Синода РПЦ

Протоиерея Андрея Новикова и священника Георгия Максимова вызвали в церковный суд Александрийского патриархата за их миссионерские труды в недавно созданном экзархате Русской церкви в Африке. Причиной создания экзархата, как сообщалось, стало желание более сотни африканских священников перейти в РПЦ в знак несогласия с тем фактом, что Александрийский патриарх Феодор признал неканоническую церковь Украины (ПЦУ). Приход РПЦ на африканский континент был встречен в штыки александрийским епископатом и воспринят как посягательство на каноническую территорию чужой Церкви. Последние события на этой ниве в интервью порталу "Интерфакс-Религия" прокомментировал патриарший экзарх в Африке митрополит Клинский Леонид.


- Владыка, вы сообщили у себя в Telegram, что наших священников, которые сейчас улаживают на местах формальные вопросы перехода африканских общин в РПЦ, вдруг вызвали на заседание суда Александрийского патриархата. Является ли это обычной практикой, насколько допустимо судить священников, принадлежащих к другой поместной Церкви?

- Нет, конечно. Ситуация это неординарная, и я не помню за свою священническую и архиерейскую практику, чтобы такое было. Но и само создание экзархата – оно неординарное. Скажу так: Александрийский патриарх должен не искать виновных среди священников, которые исполняют свой пастырский долг по благословению священноначалия, а должен внимательно прочесть решение Синода Русской православной церкви и последнее сообщение Отдела внешних церковных связей, где черным по белому написано, что РПЦ призывает патриарха Феодора пересмотреть свое антиканоничное решение по Украине и вернуться на рельсы канонического православия, то есть не вносить в него раскол.

Что касается правомочности, то, конечно, вызывать наших клириков в суд они не имеют права. Александрийский патриарх может обращаться к своим клирикам, к своей пастве. Что до другой поместной Церкви, то есть определенные рамочные правила, устав, и если патриарх Феодор какие-то вопросы имеет, то должен обращаться непосредственно к полноте Русской церкви, а не поступать, как принято в некоторых вроде бы серьезных организациях, которые говорят, что называется, в одно лицо и абсолютно не хотят слышать никого вокруг. Мы такие мантры слышим сейчас и на политической платформе, слышим и от Константинопольского патриарха, ну, и ему вторит, естественно, патриарх Александрийский.

- Может ли иметь решение александрийского суда по делу русских священников какие-то последствия для нашей недавно начатой миссии в Африке?

- Никаких абсолютно последствий это иметь не будет. Это неправомерное решение, которое Русская православная церковь никогда не признает.

- Как много священников на сегодня уже перешло из Александрийской в Русскую церковь?

- Точных цифр я пока привести не могу. Одна миссионерская группа у нас уже вернулась, вторая продолжает еще работать, сейчас ей на смену полетят две других группы, и статистические выкладки меняются практически каждый день. Приблизительное число клириков, перешедших в РПЦ, сейчас около 160-170 человек. Но мы понимаем, что за многими цифрами стоят прежде всего живые люди, с которыми мы работаем на земле. От Александрийского патриарха они не услышали объяснения того, почему он признал ПЦУ, были только отговорки типа "мы всё сами решим". В одной из африканских стран на прямую просьбу объяснить ситуацию патриарх Феодор не смущаясь ответил: "Вам это не надо, это между мной и патриархом Кириллом".

- А сколько всего священников в Александрийском патриархате?

- У нас нет данных. Но самое удивительное, что и у них тоже нет. Можете себе представить, да? Несмотря на то, что миссионерский охват Африки произошел в начале прошлого столетия, более ста лет люди несут свое служение на африканском континенте, однако у них до сих пор нет никакой статистики. И это тоже характеризует александрийский епископат.

- Православные живут по всему миру, паства Константинопольского патриарха есть и в Европе, и в Америке. Глава Элладской церкви, также признавший ПЦУ, имеет обширную паству в пределах Греческой республики. Но почему именно африканские прихожане и клирики так остро восприняли тот факт, что их духовный лидер согласился с углублением раскола на Украине, и стали массово переходить в РПЦ? Казалось бы, где Украина, а где Африка...

- По другим континентам я судить не берусь, а насчет Африки, которую с недавних пор курирую, могу сказать, что за десятилетия тут накопилось очень много негатива – и расизм греческих епископов по отношению к своим клирикам из местного населения, и элементарное отсутствие заботы о прихожанах. Я понимаю, что 1,3 миллиарда людей сложно обеспечить заботой. Только если мы говорим о каких-то временных рамках, то это сложно сделать за пять, за десять лет, но за сто лет что-то можно было сделать! Чтобы не будки ставились в качестве храмов, а создавались какие-то подобия дома Божия и что-то делалось весомое для обеспечения миссии в этих странах.

- Вернемся к нашим священникам, которые сейчас совершают свою нашумевшую миссионерскую поездку по африканскому континенту. Само это путешествие весьма экзотично. Что более всего их поразило в устройстве православной жизни в Африке, в тех условиях, в которых эта жизнь протекает?

- Поразило отсутствие условий для православной жизни в том понимании, в каком мы привыкли видеть ее у себя в России, например. В некоторых странах люди абсолютно брошены. Епископы их посещают пару-тройку раз в год, а в основном находятся, как правило, у себя на родине - в Греции. По статистике, всего лишь несколько темнокожих епископов было в последнее время рукоположено, и это произошло, прошу заметить, впервые за последние несколько десятилетий!

Многие вещи, с которыми мы сталкиваемся там: социальные, гуманитарные, образовательные программы - мало того, что их нет, так александрийцы еще усугубляют ситуацию, лишая крова, выгоняя из домов священнослужителей, которые к нам перешли, выгоняя детей из школы, лишая их образования, где-то на приходах перекрывают воду. Я много чего видел в своей жизни и пережил не одну войну, но чтобы в отсутствие военных действий происходил такой, мне не хочется употреблять слово "геноцид", такое унижение коренного населения, я не припомню.