2022-04-19 14:26:00

За пасхальным столом не стоит говорить о деньгах и политике

В преддверии Пасхи православные христиане готовят себя и свои жилища к великому празднику. Декоратор, историк быта, член Национальной ассоциации специалистов по протоколу и этикету Ирина Алексина рассказал порталу "Интерфакс-Религия" о том, как правильно украсить дом к Христову Воскресению, как накрыть праздничный стол, принять гостей и о чем говорить с ними за пасхальным столом.


- Ирина, с каких времен Пасха в России начала отмечаться в привычной нам форме?

- Пасха – главный в православии праздник, отцы Церкви называют его "праздников праздник и торжество из торжеств". Страна у нас огромная, географические и климатические условия разные, поэтому везде есть свои традиции, которые трансформировались и в религиозную жизнь. Основные традиции празднования Пасхи сложились к Средневековью, что очень заметно в таком религиозном, бытовом и литературном памятнике, как "Домострой". Там очень четко прописаны все каноны, в том числе пасхальные. У нас такое представление, что люди раньше лаптем щи хлебали, но это совсем не так. В "Домострое" есть, например, совет на весь год, что к столу подавать, и там 61-я глава начинается с описания пасхального стола. Там описано, что в мясоед к столу подается, там целые страницы: лебеди, потрох лебяжий, журавли, цапли, утки, тетерева, рябчики, почки верченые, куры рассольные. "Домострой" писался для людей состоятельных, зажиточных, ну и грамотных, и, тем не менее, он отражал историю бытового, общественного поведения и, конечно, религиозного. Очень важно, что Пасху предварял Великий пост, и это не просто диета, а время молитвы, время добрых дел, время приготовления души, тела и своего дома к великому празднику.

"Домострой" относится к XVI веку. А есть еще очень эффектные рассказы о столе вельмож во времена Екатерины II. Так, до нас дошли описания стола Николая Репнина, который был наместником Российской империи в Варшаве. Это был классический стол, который не отличался от столов других вельмож. Пост длится 48 дней, и тогда считалось, что на Пасху нужно подать не менее 48 блюд. Они заготавливались заранее. Репнин был мистиком и увлекался нумерологией, у него все было привязано к цифрам, на столе у него было 12 оленей с золочеными рогами - по числу месяцев, четыре кабана - по числу времен года, 365 куличей - по количеству дней в году. Стол действительно был очень обильным после Великого поста, но символичность обязательно присутствовала в украшении стола, у того или иного блюда обязательно было наполнение - историческое, духовное.

- Почему из такого обилия пасхальных блюд в качестве непременных атрибутов современного пасхального стола остались только творожная пасха и куличи? И кстати, в чем разница рождественского европейского кекса и нашего пасхального кулича?

- Давайте возьмем такую католическую страну, как Италия. Там существует разница между рождественским хлебом "панеттоне", это миланский запатентованный хлеб, но на Пасху там обязательно продают "коломбо". "Коломбо" в переводе - это голубка, у него особая форма с делением на четыре стороны. Когда вы заходите в российский магазин, там вы можете увидеть и панеттоне, и коломбо, но знайте, что панеттоне вы должны покупать на Рождество, это рождественский кекс, а коломбо - на Пасху. В наших магазинах все это продается вместе, им все равно в этой ситуации. Сейчас у нас продаются штоллены. Штоллен символизирует завернутого в пеленки Младенца, то есть отсылает к Рождеству, но, видимо, наши продавцы его на Рождество не продали и на русский авось продают сейчас. Недели три назад я купила в магазине немецкого рождественского агнца, это очень удобно, в субботу понесу его освящать. Несколько монастырей в России у нас тоже его пекут на Пасху, у нас это символ Пасхи.

Что касается кулича, то здесь нам нужно вернуться к Ветхому Завету. Есть еврейский праздник Песах, установленный в память об исходе евреев из Египта на Землю Обетованную. В честь этого праздника приносилась определенная жертва, ягненок, кровавая жертва. Христос, взойдя на крест, взял на себя грехи мира, он исполнил роль агнца. У нас теперь агнцы стилизованные. Если вернуться к описанию стола Репнина, там в центре тоже был агнец, начиненный колбасами, но его мужчины не ели, ели только дамы и лица духовного звания. А вот уже в XIX веке часто делали из масла агнца, или агнца печеного, как символ, или вместо него подавали кулич. Христос благословил хлеб и вино первой евхаристии в Чистый четверг - "это есть тело Мое, а это есть кровь Моя, за вас проливаемая". Благословил Он квасной хлеб, поэтому кулич - это некий прообраз того хлеба, который был на первой евхаристии, по-гречески он называется артос, и его в храме выставляют в храме всю Светлую седмицу. Там наверху изображен крест и венок, но нет самого тела Христа, так как Он воскрес из мертвых, атрибуты есть, а самого тела нет. В субботу, в Светлую седмицу, этот хлеб раздается всем прихожанам, а мы с вами делаем куличи, но отсылка у нас к этому артосу. А так как у нас жертва кровавая заменена бескровной, творожная пасха ее тоже символизирует. Есть такие специальные пасочницы, которые собираются из четырех граней, есть деревянные, а сейчас уже пластиковые продаются, они сделаны в форме усеченной пирамиды, это аллюзия на Голгофу. Я делаю пасху сырую, иногда ее варят, есть заварная пасха.

Хочу еще про яйца сказать. С точки зрения истории, древние египтяне, и греки, и римляне в день равноденствия, а у нас Пасха тоже привязана к полнолунию и новолунию, они друг друга поздравляли яйцами. Это считалось символом обновления жизни. Кроме того, камень, который закрывал вход в пещеру, где покоилось тело Христа, тоже имел форму яйца. Поэтому остались три таких базовых вида пасхального угощения, но это не отменяет ничего, что было раньше.

В Чистый четверг хозяйки начинали готовить скоромную пищу, начинали запекать мясо, делать холодцы, вино доставалось, а в субботу все это относилось в храм и освящалось. На столы подавали пироги с мясом, кулебяки, расстегаи, фаршированных поросят. Это тоже все освящалось. Яйца, пасха, куличи, агнец, бутылку кагора если вы поставите в пасхальную корзину, вы не нарушите никакой пасхальный канон.

- Если перейти от еды к жилищу... Сейчас в продаже можно найти немало аксессуаров для украшения жилища к Пасхе, прилавки заполнены разнообразными зайцами и цыплятами. А как традиционно в России украшали свои дома к этому празднику?

- На Страстной неделе в понедельник, вторник и среду мы с вами все моем. В понедельник нужно начинать мыть жилье и скотину либо домашних животных, если они у вас есть. Все чиним, а если не поддается починке, то все выбрасываем. В этот день в церкви читается текст о смоковнице, о том, что красивое было дерево, но плодов не принесло, так и человек, который просто красивый, но не имеет духовного стержня, он тоже иссыхает.

Во вторник читается притча о талантах, тоже интересная такая. Очень важно, что Господь дает каждому по его возможностям, но тот, кто зарыл талант в землю, будет осужден. Во вторник продолжаем уборку, подготовку дома.

В те времена все было расписано - когда убирают дом, когда моют скотину, когда готовят баню. Вся семья должна вымыться со среды на четверг, отсюда название - Чистый четверг. Христу грешница принесла помазание, сосуд с миром, излила на Него и так подготовила к смерти, а в четверг перед Тайной вечерей Он омыл ноги всем ученикам, это знак смирения, понимания своего назначения, великой миссии, ради которой Он пришел, и, соответственно, мы тоже с вами все в четверг вымыли, подготовили, и после обеда мы начинаем печь куличи, запекать мясо, готовить холодцы, делать тюлевые бабы. Давайте вспомним Шмелева. В пост дом православного человека средней руки - это смена декораций, так скажем. Зимние портьеры меняются на летние, но это привязано именно к Пасхе: люди все вымывают, убираются, потом приносятся ковры, которые убирали на время поста, снимаются покрывала с мебели, потому что очень часто на пост закрывали цветную мебель чехлами, меняются лампадки на пунцовые, целый ряд таких традиций есть. Готовятся подарки обязательно. Вся Светлая седмица, когда мы празднуем, мы обязательно людей одариваем и делаем какие-то богоугодные дела. Раньше посещали больницы, тюрьмы, дома призрения. Сейчас это тоже не отменяется, все приветствуется.

Еще нужно сказать про яйца Фаберже. Это Александр III первый раз заказал, Николай II продолжил, всего известно о создании 71 яйца, из них 52 были императорскими. А когда шла Первая мировая война, то Николай II заказал яйца фарфоровые с георгиевским крестом, и когда он христосовался с солдатами, то дарил им вот такие яйца.

- Как украшали пасхальный стол?

- Если мы имеем в виду среду крестьянскую, дореволюционный период, а у нас 86% людей жило в деревне и только 17 миллионов в городах, в каждом доме всегда был передний, красный угол, в котором была божница, там ставился стол, были почетные места и часто оставляли одно место незанятым с аллюзией на то, что это место оставлено для Христа. Открытый пасхальный стол был принят во всех богатых домах - например, в Ливадии у Николая II день и ночь был такой стол открыт, чтобы все желающие могли прийти. Благотворительные аспекты важны и сейчас. Нужно подготовить пасхальные гостинцы для своих близких, пасхальные корзиночки, бонбоньерки.

- Как следует рассаживать гостей?

- Пасхальный стол – это же не просто вкусный обед, это общая трапеза, освященная самым важным христианским праздником. За ним собирается вся семья, здесь особая энергетика, не просто добрая, а сближающая, это и есть духовные скрепы. Если это люди воцерковленные, то у них и сейчас на видном месте стоят иконы. Рассадка гостей зависит от того, формальный у вас стол или семейный. При формальном мероприятии все продумано и строго структурировано. Если это семейный стол, то здесь все свободнее, но есть понимание, что почетные гости – это родители или люди, приехавшие издалека. Мы стараемся позаботиться о гостях, и сейчас, как и раньше, принято делать "комплименты" - маленькие куличи, шоколадные или карамельные яйца. Можно поставить праздничную корзину на выходе, чтобы, уходя, гости забирали маленький гостинец домой. Это может быть маленькая корзиночка с яйцами или с куличиками. Что касается оформления стола, то, так как это весенний праздник, больше уместны весенние тона, пастельные оттенки - розовый, зеленый, но, с другой стороны, это праздник после 48 дней воздержания, праздник, символизирующий богатый небесный стол, поэтому уместен красный цвет, это и цвет ветхозаветной пасхи, и у нас он появляется в повествовании о пасхальном яйце, когда упоминается, что яйцо покраснело. Красный, желтый, зеленый цвет могут использоваться. Здесь строгих канонов нет, но, на мой взгляд, сдержанные тона более уместны. Украшения в виде куличей, яиц - пусть они будут яркие, сочные, а само оформление не должно затмевать главные атрибуты стола.

- Как правильно вести беседу за пасхальным столом? Какие темы приоритетны, какие стоит отложить до другого застолья? Чего не должно быть за столом в пасхальный день?

- Здесь мы исходим из современного этикета: табуированные темы - это те, которые приводят к агрессии, по ним мы консенсуса никогда не достигнем. Это политика, деньги, болезни, скорби, вопросы двусмысленные, с сексуальным подтекстом, на Пасху их также не стоит обсуждать. Лучше обсуждать пасхальные темы, люди рассказывают, на какие службы они ходили, женщины делятся рецептами, воцерковленные люди говорят о святых местах, которые они уже посетили или планируют посетить, какие книги прочитали на религиозные темы. Либо это просто общие темы, начиная с погоды и заканчивая темой путешествий. Если собрались семейные пары, можно поговорить о детях. Конечно, уместно поговорить об искусстве, выставках, книгах, о хороших фильмах. Чувство такта должно всегда присутствовать, всем должно быть интересно. Обязанность хозяйки - перезнакомить людей, если они между собой не знакомы, и правильно представить их друг другу, сказать хотя бы два-три слова о том, кто этот человек, откуда он, для того, чтобы была тема для разговора у людей, первый раз вместе собравшихся. Чтобы было всем комфортно, нужно дать основу для small talk. Например, сказать, что этот гость, скажем, приехал из Петербурга, большой коллекционер марок или картин, или любит подводное плавание, и сразу тема – я тоже там была, я тоже коллекционирую, я собираюсь поехать, так выходит дружеская беседа. Если люди воцерковленные, то в их беседе возможны темы духовные, но с оптимистическим настроем.

- Как все успеть на Пасху хозяйке, работающей в офисе с 9 до 18? Вот все эти холодцы, индейки, помывка детей и собак, разбор старых вещей, генеральная уборка дома и стирка всего, а ведь хочется и на службу попасть... Есть ли у вас секреты пасхального "тайм-менеджмента"?

- Я уже лет сорок пользуюсь планингом, у меня есть схема дел на месяц. Я записываю все предстоящие дела, в том числе пасхальные. Куличи можно заказать в ресторане, я перфекционист - по мне лучше один кулич, но вкусный, чем десять ни то, ни сё. Яйца тоже есть самые разнообразные. Заранее купите яйца, краску, нужен всего один час, чтобы их сварить и покрасить. Хочу дать декораторский совет: сделайте яйца разнокалиберными, не только разноцветными. Конечно, страусиные и гусиные сложно найти, а вот куриные покрупнее и поменьше и перепелиные будут смотреться очень изящно, эффектно. Можно сделать гнездышки из березовых ветвей и каждому на тарелку поставить. Можно купить шоколадные, карамельные яйца, каждому сделать такую корзиночку и как комплимент на стол поставить рядом с тарелкой.

Говоря о пасхальной продукции из Китая, тут нужно понимать следующее. Безусловно, курочка со всеми атрибутами - это наше. Но вот пасхальный заяц, хоть и стал международным, но вообще это тевтонское божество, языческое. Они сопровождали богиню утренней зари Эостру. Есть легенда, что однажды она на курицу очень сильно рассердилась и превратила ее в зайца, но этот заяц имел возможность нести яйца. Позже, в Средневековье, к зайцам отношение было очень плохое из-за их плодовитости, они были символом похоти. Потом зайцы были реабилитированы и стали символом плодородия в хорошем смысле слова. Потом их романтизировал Гёте, он для своих детей и гостей в саду запрятал разных зайчиков под кустами - кто найдет, тот получит этот подарок. Традиция прижилась, но у нас в России ее почти нет, а в Европе это повсеместно. Так как сейчас в христианском мире идет взаимное проникновение, мы тоже используем зайцев в декоре.

Еще хотела рассказать, как крестьянские семьи делали акцент на новую жизнь. Возможностей больших финансовых они не имели и делали так называемую пасхальную горку. Где-то за десять дней до Пасхи они брали усеченную пирамиду, символ Голгофы, затягивали ее либо холстиной, либо марлей и накладывали на нее проростки пшеницы. Когда они прорастали, то давали ярко-зеленый цвет, это ставилось в глубокую тарелочку и было очень символично. Деревья все голые, у нас только верба символизирует пальмы в Пальмовое воскресение, а тут такая зеленая горка! Проростки пшеницы были доступны любому крестьянину, а в дворянских семьях ставили на горку гиацинты. Если вы посмотрите, например, на акварели великой княгини Ольги Александровны, то вы увидите там очень часто гиацинты на заднем плане. На картинах русских художников тоже можно видеть такие композиции с примулами, гиацинтами, нарциссами. Или даже просто герань ставили на стол, чтобы создать такое праздничное настроение.

- В европейских странах есть такая пасхальная игра, когда яйца катают с горки. А существуют ли традиционные русские пасхальные игры?

- У нас тоже такие игры есть. До чего ваше яйцо докатится, то это ваш подарок и будет. В России тоже была известна эта игра. Была еще лапта, командная игра - нужно было докатить яйцо и не разбить его. А так у нас еще есть национальная игра – битки: стукались яйцами при встрече, и победитель забирал яйцо у того, кто свое разбил. Обычно мальчишки зажимали яйцо в руке и оставляли только острый кончик, его сложно было разбить, им они стукали по другим яйцам. Когда люди встречались друг с другом, они христосовались, это, кстати, только наша традиция - обмениваться троекратным поцелуем. У Маковского и Кустодиева великолепные есть сочные картины с пасхальным христосованием.