2013-09-03 09:41:00

Епископ Бельцкий и Фалештский Маркелл.
Состояние Православной церкви Молдавии в условиях расширяющейся секуляризации

Религиозно-конфессиональная структура молдавского общества коренным образом отличается от большинства стран СНГ и тем более от стран ЕС. В 2004 г. в РМ проводилась перепись населения, согласно которой 93,34% респондентов заявили себя православными верующими, а остальные 6,66% распределились следующим образом: 0,14% - католики, 0,38% -атеисты, 0,05% - мусульмане, 2,12% - протестантские и неопротестантские секты, 0,75% - иудеи, бахаиты, кришнаиты и армянские монофизиты, 0,98% - верующие без определенной религии, 2,24% - Свидетели Иеговы.

В молдавском обществе сохраняется высокая степень доверия населения к Православной церкви. Согласно многочисленным социологическим опросам, проводимым в разное время, в среднем 80% жителей республики доверяют или очень доверяют этому религиозному институту, и это напрямую связано с той ролью, которую Церковь сыграла и продолжает играть в истории молдавского народа.

Христианские церковно-православные начала проявляются в молдавском обществе на каждом шагу, подчас это видно невооруженным глазом, иногда это несколько завуалировано. Они присутствуют в культуре, языке, народном фольклоре, в обычаях и даже в спорах. В Молдавии православие впитывается одновременно с молоком матери. Этим и только этим можно объяснить необычайно высокую степень доверия общества к Церкви.

В предшествующие годы у ПЦМ складывались неплохие отношения с властями. Руководители государства, парламентарии, представители местных органов власти охотно сотрудничали и помогали Церкви во многих областях ее социальной деятельности. Однако эти отношения не были безоблачными. Например, не секрет, что именно коммунисты, находившиеся тогда у власти, позволили зарегистрировать т.н. Бессарабскую митрополию, усугубив раскол на молдавской земле. Имея возможность сблизиться с Россией, теснее интегрироваться с близкими нам по историческому прошлому и вероисповеданию народами, они ею не воспользовались, но выбрали европейский вектор развития.

И прежние руководители государства не были свободны от влияния Запада при принятии судьбоносных политических решений. Однако Православная церковь пользовалась реальной свободой и поддержкой государства, особенно в вопросах духовно-нравственного влияния на общество. К мнению Церкви власть предержащие прислушивались и ее уважали, чего нельзя сказать о нынешних руководителях молдавского государства.

После 2009 года, когда к власти пришли партии, финансово и политически поддерживаемые Европейским Союзом, прослеживаются настойчивые попытки со стороны государственных властей изменить образ жизни молдаван, особенно в области отношения к Церкви. Под настойчивым давлением ЕС государство хочет подорвать авторитет Церкви, принизить в глазах народа ее историческую роль и минимизировать ее влияние в обществе, всеми возможными методами ограничив ее функции. Риторика молдавских госчиновников, которые не пользуются никакой поддержкой и доверием населения, направлена резко против Православной церкви, института, которому доверяет подавляющее большинство граждан Молдавии. Не странно ли это? Не свидетельствует ли это, что ими ведется война против собственного народа?

На законодательном, административно-исполнительном уровне и на уровне повседневной жизни над народом проводится неслыханный по дерзости и пагубности эксперимент по истреблению образа Церкви Христовой из его исторической памяти и трансформации духовно-нравственных устоев молдавского этноса, основанных на исповедуемых на протяжении веков христианских ценностях, до уровня низменных животных инстинктов и пороков.

Традиционно добрые, христианские и просто человеческие церковно-государственные отношения, имеющие вековые корни, по воле нынешнего руководства Молдовы сменились на формально-правовое и отнюдь не дружелюбное отношение госчиновников к Церкви. Альянс антироссийских партий, получивший в парламенте конституционное большинство, взял курс на внедрение новых европейских правовых норм, что приняло императивно-этический, массовый и повсеместный характер. Можно утверждать, что зародилась новая мода отношения государства к Церкви, куда никак не вписываются интересы и свобода верующего человека.

Примечательно, что народные избранники, и без того с очень низким уровнем доверия граждан, идут на такие радикальные меры, заведомо зная, что рискуют полностью потерять свой электорат. В оправдание своему политическому самоубийству они ссылаются на то, что Молдавия находится под мониторингом ЕС и не имеет права ориентироваться на иные правила и законы, как только на те, которые существуют в Европе.

Интерпретация такого подхода к духовным нуждам граждан (особенно православных), пробудило большое недовольство в обществе, что способствовало еще большему отчуждению молдавского народа от руководства. Государственная власть в настоящее время постоянно игнорирует позицию Церкви и православного народа по ключевым общественно значимым вопросам, в том числе касающихся религии, морали и традиций. В качестве подтверждения тому достаточно упомянуть хотя бы два эпизода. Это, во-первых, скрытое от общественного взора покровительство и наглое проталкивание властями экстремистской версии ислама (регистрация "Исламской лиги" в качестве религиозного культа), что, как показывает мировой опыт, в большинстве случаев приводит к всплеску социальной напряженности, усилению чрезмерного исламского прозелитизма и даже терроризму. А во-вторых, позорное принятие парламентом скандального закона "О равенстве шансов", дающего сексменьшинствам небывалые права по пропаганде извращений и растлению подрастающего поколения.

Сложилось твердое впечатление, что секулярное государство взяло курс на вытеснение христианских ценностей из повседневной жизни своих граждан. Парламент и правительство вот уже четыре года не считаются с волей народа. Они внедряют в молдавское общество европейские так называемые "ценности", противоречащие вероучению и духовно-нравственным нормам Православной церкви.

В начале лета 2013 года, когда сменились председатели правительства и парламента страны, я, как и многие другие, ожидал, что новые чиновники примут во внимание пожелания рядовых граждан и защитят их и их детей от произвола сексменьшинств. Но тщетно. Новые руководители так же ревностно, как и их предшественники, отстаивают курс "европеизации молдавского общества любой ценой", что в их понимании означает, в первую очередь, пересмотр отношения к Православной церкви и к христианским традициям, а также насаждение новых "ценностей", скажем прямо - аморальных, но зато преподносимых в "демократической европейской упаковке".

На наш взгляд, совершается роковая ошибка. Молдавское общество сознательно лишается христианских мировоззренческих и духовно-нравственных ориентиров и, таким образом, рискует превратиться в толпу, потерявшую смысл своего бытия. На сегодня еще достаточное количество людей понимают катастрофичность такой политики. Но нужно признать, что без достаточной поддержки независимых от молдавских властей внешних сил убывает и понимание, и надежда на положительное разрешение тупиковой ситуации.

Православная общественность воспринимает "в штыки" решения парламента, призванные менять моральные правила жизни. Но несмотря на это, руководство страны не обеспокоено народным негодованием, оно желает лишь всячески угождать своим западным хозяевам.

В истории Молдавии как неотъемлемой части великой семьи православных народов на протяжении всего периода ее существования никогда не было подобных пятен. В Молдавии Православная церковь - у себя дома изначально. И где как не в Молдавии государство могло бы учитывать и дорожить (не только на бумаге, как сегодня происходит) заслугами и ролью Церкви в деле формирования молдавской идентичности и государственности?! В реальности же мы имеем тщательно спланированную на Западе акцию отчуждения Церкви от собственных верующих, воплощенную в жизнь блудными сынами исконно православного молдавского народа. Непонятно, почему ими не понимается старая как мир истина: применение в молдавском законодательстве и обществе европейских понятий и практик заведомо ведет к распаду молдавского общества.

В Молдавии сохраняется высокая степень религиозной однородности населения. Поэтому любой закон или правило, противоречащее общественным устоям православного генезиса, тем более в такой чувствительной сфере, как вера, коллективное и индивидуальное самосознание, навязанное извне, пусть даже из Европы, будет провоцировать конфликты, протесты и массовые нарушения его предписаний со стороны народа. С этим не хочет считаться нынешнее руководство, чем, собственно, и объясняется низкий уровень доверия граждан к государственным институтам. Начиная с 2009 года, феномен недоверия к чиновникам, оценивается по катастрофической шкале и имеет тенденцию расти в негативную сторону. Отказ от признания этой реальности означает сознательное разрушение молдавской государственности.

А может быть кто-то в тайне как раз эту цель и преследует? Не хочется верить, что у нас много таких людей, хотя бы потому, что у человека, родившегося на молдавской земле, христианские корни и соответствующее воспитание.

Не лучшим образом обстоят дела и в отношении государства к своим гражданам, которые решительно отказываются принять подобного рода нововведения. Всякое нежелание взять за основу западные ценности, открытое выражение симпатии к России, русскому языку и культуре, желание сближения с Евразийским Союзом квалифицируется властями как попытка помешать процессу евроинтеграции страны. Руководство ведет грязную антироссийскую политику и преследует (именно преследует) инакомыслящих. Многие телепередачи, газетные статьи, а также высказывания некоторых политиков и политологов тому подтверждение. Хотя это и не афишируется, но среди "недругов" нынешних властей есть много священнослужителей и простых верующих, и это потому, что они положительно высказываются о Московской патриархии и России и, что самое главное, открыто выступают против аморальной и антихристианской политики, проводимой последние четыре года либерально-демократической верхушкой Молдовы. Именно она виновата в том, что страна движется в ошибочном направлении - к ЕС. Этого мнения придерживаются 82% населения, о чем свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного в мае 2013 года. В нашем понимании именно нахождение Православной церкви Молдовы в составе Московской патриархии удерживает общество и государство от распада и тотальной разрухи. В Молдавии с русским православием молчаливо считаются даже те, кто жестоко его критикуют.

Либеральные партии и власть в Молдове относятся к ПЦМ как к части своего потенциального электората. Именно в предвыборное время они более лояльны к Церкви, а в последующие четыре года они заинтересованы отделить Церковь от паствы и подчинить ее своим интересам. Сложность этой проблемы состоит в том, что не все священнослужители понимают (или не хотят понимать) опасность этой игры.

Многие неправительственные организации, финансируемые США и Европой, напрямую влияют на политику министерства юстиции и способствуют принятию таких законов и правил, которые бы лишали Церковь ее влияния в обществе. Они уже преуспели в том, чтобы уравнять в правах православие с прочими культами. По законодательству, Православная церковь Молдовы, которая стояла у истоков формирования молдавского государства и включает в себя 94% населения страны, имеет те же права, что и новые, ничтожные по своей численности религиозные организации, в том числе деструктивного и тоталитарного характера, которые были зарегистрированы в последние годы в Молдове. Более того, ПЦМ сейчас имеет меньше прав, чем представители сексменьшинств. Я, архиерей Русской православной церкви, несущий свое церковное послушание на моей родной земле, где захоронены мои родители, по решению суда не имею права высказываться перед верующими о содомском грехе и его носителях, тогда когда им, представителям сексменьшинств, юстиция не запрещает высказываться как и когда им захочется обо мне и, что больнее всего, о Церкви. Кстати, на меня подало в суд общество геев и лесбиянок, потому что я открыто высказываюсь о содомском грехе, носителями в обществе которого они являются. Как видите, у нас есть большие проблемы и со свободой слова.

Ведь что это, если не грубое неконституционное вмешательство в церковные дела? После регистрации закона, легализующего гомосексуализм, происходит массовое нарушение прав граждан, особенно верующих, со стороны властей. То есть дискриминации подвержено большинство граждан Молдовы.

Заслуживает внимания международной православной общественности и то, что молдавские чиновники не стесняются угрожать не только отдельным священнослужителям, но и целому Архиерейскому Синоду ПЦМ. В конце июня 2013 года зампредседателя Парламента г-н Канду предупредил Молдавскую митрополию что если она не откажется от своих заявлений, то государство направит налоговую инспекцию во все приходы, обложит Церковь налогами и фактически установит в каждом храме кассовые аппараты, исключая тем самым само понятие пожертвования верующих в пользу родной Церкви. Такой подход властей к Церкви в некоторой степени является новшеством. Он олицетворяет собой европейское отношение к Святой Церкви в понимании молдавских руководителей государства и направлен на последовательное устранение присутствия Церкви в обществе. Такой ценой наши руководители интегрируют республику в Европу. В этом смысле они используют принцип: "Цель оправдывает средства". В то же время на словах они проявляют показную лояльность к ПЦМ, когда с высоких трибун звучат положительные высказывания в адрес Церкви или когда некоторые политики посещают церковные службы, чтобы в очередной раз заручиться поддержкой православных избирателей. Если бы любой другой культ, пусть даже сектантский, был бы мажоритарным, не дай Господь этого, то они с высокой долей вероятности и точно без угрызений совести участвовали бы в службах этого культа, если бы им только это было позволено.

Другими словами, государственная политика секуляризации всей общественной и частной жизни, навязанная "высокими идеалами обязательной" европейской интеграции, набирает обороты, захватывая все более разнообразные сферы, включая и культы, в первую очередь и в особенности Молдавскую митрополию. В таких непростых условиях священнослужители ПЦМ несут свое пастырское служение в дезориентированном и сильно политизированном народе, составляющем многоэтническое молдавское общество.