2014-12-29 16:51:00

Сергей Худиев.
Индуистская миссия ООН

Генеральная ассамблея ООН постановила отмечать каждый год 21 июня "Международный день йоги". В соответствующей резолюции говорится: "Генеральная Ассамблея предлагает всем государствам-членам, государствам-наблюдателям, организациям системы ООН и другим международным и региональным организациям, а также гражданскому обществу... надлежащим образом и в соответствии с национальными приоритетами отмечать Международный день йоги..."

Для многих людей, которые никогда не задумывались над этим, йога - это просто оздоровительная практика, разновидность гимнастики. То, что ООН берется на самом высоком международном уровне продвигать гимнастику, может показаться странным - будто у этой международной организации дел других нет, - но не вызывающим особой тревоги. В конце концов, сами учителя йоги постоянно заявляют, что их практика - это не религия, и она превосходно совмещается с любой религией или ее отсутствием.

Разумеется, элементы физкультуры в йоге есть, как оценивать их эффективность - вопрос, которого мы здесь не будем касаться. Как и в православии есть, например, посты, которые могут быть полезны для очищения организма, но цель их вовсе не в этом. Йога не является физкультурой точно так же, как православие не является диетой. То и другое является религией, то есть формой взаимодействия со сверхъестественным миром.

Cтоит нам подробнее рассмотреть, что такое йога, мы обнаружим недвусмысленно религиозную практику, основанную на религиозных взглядах на мир и имеющую вполне религиозные цели.

Для людей, которые практикуют йогу, в том числе для тех, кто побудил ООН учредить "Международный день йоги", она никоим образом не является просто формой гимнастики. Наренда Моди, премьер-министр Индии, внося предложение об учреждении "Всемирного дня йоги", сказал: "Йога воплощает единство души и тела, мысли и действия, самоограничения и удовлетворения, гармонии между человеком и природой, целостного подхода к здоровью и благополучию. Ее суть - не в упражнениях, а в открытии чувства единства с самим собой, миром и природой. Через изменения в нашем образе жизни и обретение сознания, она может помочь нам решить проблему глобального потепления" (проблема глобального потепления была одной из тем 69-й ассамблеи ООН).

Как сообщается на странице "Клуба йоги при Организации Объединенных Наций" в "Фейсбуке", член Конгресса США Тулси Хаббард, представительница штата Гавайи, приветствовала премьер-министра Индии и подарила ему свою личную копию "Бхагавад-гиты". По ее словам, это была та самая книга, которую она читала с детства, она брала ее с собой, когда служила в американской армии в Ираке, и на ней она приносила клятву, когда была избрана в палату представителей в 2013 году. Она также выразила свою полную поддержку идее учреждения "Международного дня йоги".

"Бхагавад-гита" - это вовсе не учебник физкультуры. Это один из священных текстов индуизма, излагающий индуистские представления о божестве и его отношениях с миром. "Чувство единства с самим собой, миром и природой" - мистическое переживание, а не физическое упражнение. Это прекрасно понимает и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, по мнению которого "йога способствует развитию и миру".

Но было бы странно ожидать этические плоды - такие как мир между людьми - от оздоровительной гимнастики. Их можно ожидать от религиозного учения с этическими элементами, каковым, собственно, йога и является. Премьер-министр Индии начал свою речь, посвященную Дню, с цитаты из индуистского религиозного трактата "Махопанишад": "Весь мир - одна семья". В контексте трактата речь идет о том, что человек, отрешившийся от привязанностей, продвигается к познанию Брахмана - в представлениях индуизма высшего, универсального Духа, который стоит за материальной вселенной.

Открыв любой текст, относящийся к йоге, вы обязательно обнаружите "прану", "чакры", "кундалини" и прочую терминологию, которая однозначно не является ни спортивной, ни медицинской, ни научной, а является религиозной или, точнее, оккультной.

И в самом деле, исторически цель йоги - достижение "мокши", то есть спасения в его индуистском понимании, а "Хатха-йога" - подвид йоги, привлекший наибольшее внимание на Западе, вся работа с телом носит вспомогательный характер. Цель всей практики чисто религиозная - воссоединение с Абсолютом (как он понимается в индуистской традиции).

Разумеется, в условиях религиозной свободы индуисты вправе следовать своей традиции, люди вообще могут практиковать те религиозные учения, которые находят истинными и спасительными. Нет ничего удивительного в том, что приверженец той или иной религиозной практики полагает ее чрезвычайно полезной и благодетельной для человечества.

Удивление вызывает другое - Генеральная ассамблея ООН, выступающая в роли миссионерского центра одной из религий.

Что было бы, если бы Генеральная ассамблея ООН призвала все государства "надлежащим образом и в соответствии с национальными приоритетами отмечать день Светлого Христова Воскресения"? Можно не сомневаться, если мы попробуем себе такое представить, что это вызвало бы крайнее негодование у множества людей - как принципиальных борцов за отделение Церкви от государства, так и адептов нехристианских религий. Да и Церковь не требует ничего подобного - проповедь Евангелия есть миссия Церкви, ООН создавалась для решения совсем других задач. Проповедь религиозных практик и учений, какими бы благодетельными они ни считались для человечества, - дело соответствующих религиозных сообществ, а не государств или надгосударственных структур вроде ООН.

Поэтому установление Генеральной ассамблеей ОНН "Международного дня Йоги" не может не вызывать недоумения.