2006-12-24 21:08:00

Рождественское послание главы католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископа Т.Кондрусевича

Возлюбленные в родившемся Господе братья во священстве, монашествующие, верный народ Архиепархии Божией Матери в Москве!

1. "И Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин 1, 14).

Этими словами пролога Евангелия от Иоанна от всего сердца приветствую и поздравляю всех вас с радостным и спасительным торжеством Рождества Христова. В них выражена суть тайны Боговоплощения, главной целью ко-торой является искупление человека, его возвышение и обожествление. Слово стало плотью, "чтобы сделать нас "причастниками Божеского естества"" (2 Пет 1, 4), - учит Катехизис (ККЦ 460). Бог становится человеком, чтобы человек стал сыном Божиим, - как говорит св. Иреней (ср. Против ересей 3, 19, 1: PG 7/1, 939: ККЦ 460). А св. Афанасий подчеркивает, что "Сын Божий вочеловечился, чтобы нас сделать Богом" (Слово о воплощении Бога Слова, 54, 3: PG 25, 192B: ККЦ 460).

2. Заканчивающийся пастырский Год Библии помог нам лучше осознать одну существенную для каждого из нас истину: что Бог никогда не оставляет человека, что Он любит его даже тогда, когда тот отрекается от своего Творца. Возьмем, к примеру, евангельскую притчу о блудном сыне (ср. Лк 15, 11-32). Сын, живя распутно, растратил полагающуюся ему часть имения и, в конце концов, осознал, что согрешил против неба и своего отца и недостоин дальше называться его сыном. Он был даже готов стать наемником у своего отца. Полный сокрушения, он возвращается к отцу, который, и это следует подчеркнуть особо, не дает ему сказать этой последней фразы. Отец позволяет своему сыну высказаться лишь до слов: "я недостоин называться твоим сыном", и тут же его перебивает, возвращая обратно в свою семью. Он распоряжается принести ему лучшую одежду и обувь, надеть кольцо на палец и приготовить для него пир. Свое поведение отец объясняет тем, что его пропавший, духовно мертвый сын, ожил и вернулся. Отец поступает именно так, а не иначе, потому что отцовство не снимается, оно всегда остается.

3. "Deus caritas est" - "Бог есть любовь" (1 Ин 4, 16). Этими словами Папа Бенедикт XVI начинает свою первую программную энциклику, где раскрывает тайну любви Бога к человеку, тайну любви бесконечной и любви жертвенной. Здесь уместно вспомнить начало книги протопопа Аввакума, где он говорит о Предвечном Свете, вызывающем человека к бытию, о том, как Бог, обращаясь к Сыну, говорит: "Сыне, сотворим человека!" Сын на это отвечает: "Ей, Отче!". На то Отец, раскрывая тайны будущего, говорит: "Да, но человек согрешит и отпадет от своего призвания, своей славы, и придется Тебе крестом его искупить". Тогда Сын отвечает: "Пусть будет так, Отче!". Т.е. Бог, творя человека, знал, что случится, и, тем не менее, его сотворил. Он знал, что Его любовь несет в себе оттенок креста, что в любви есть радость давать и радость получать, есть также, хотя и трагическая, но победоносная, радость креста, - как говорил почивший три года тому назад Митрополит Сурожский Антоний Блюм (ср. ОВ, с. 133-134).

Таким образом, Бог сотворил человека на фоне будущей трагедии Своего творения, его отступления и отвержения им права Божия. Раньше, чем был сотворен человек, он уже был возлюблен Богом. Появляющийся из небытия человек встречает Божественную любовь, он, несмотря на все отступления, любим и желаем. Как прекрасно говорит Папа Бенедикт XVI, в Иисусе Христе Бог ищет страдающее и потерявшееся человечество. Его смерть на Кресте - это кульминация обращения Бога против Самого Себя, в котором Он приносит в жертву Себя, чтобы поднять и спасти человека (ср. DCE 12).

При этом - на что следует обратить особое внимание - сотворение мира и человека для Бога не было необходимостью. Именно в этом кроется основа нашей человеческой самобытности. Человек поставлен перед Богом свободным и самостоятельным. Конечное же призвание человека - стать причастником Божественного естества, как учит св. Апостол Петр (ср. 2 Пет 1, 4). Человек был сотворен по образу и подобию Божиему (ср. Быт 5, 1) как венец творения. Созданная Богом гармония была нарушена человеком. Восстановил ее Христос. Причастие человека к Божественной природе становится реальным благодаря тайне Боговоплощения, благодаря Рождеству Христа, благодаря тому, что "Слово стало плотью" (Ин 1, 14).

II Ватиканский Собор в связи с этим учит, что "Сын Божий через Свое воплощение некоторым образом соединился с каждым человеком" (GS 22). Слуга Божий Иоанн Павел II в энциклике "Redemptor hominis" - "Искупитель человека" отмечает, что Бог во Христе и через Христа полнее всего явил Себя и приблизил человеку, а также во Христе и через Христа человек приобрел полное сознание своего достоинства, благодати Божиего усыновления и смысла своего существования (ср. RH 11). А Катехизис учит, что Христос не жил Своей жизни только для Себя, но с момента воплощения "ради нас, людей, и ради нашего спасения" вплоть до смерти "за грехи наши" и Воскресения "для оправдания нашего" (ср. 1 Ин 2, 1; Рим 4, 25). Мы все призваны к единению с Ним, ибо Он позволяет нам, как членам Его Мистического Тела, разделять с Ним его жизнь во плоти (ср. ККЦ 519; 521).

Благодаря воплощению Сына Божия, в Котором "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол 2, 9), человек имеет полноту в Нем (ср. Кол 2, 9), т.е. он становится святыней.

4. Таким образом, в христианстве образ человека - образ создания обоженного, проникнутого Божественным реальным присутствием. Боговоплощение позволило совершенно по-иному взглянуть на человека. Ибо если действительно Бог стал человеком, то о человеке мы можем говорить совершенно иным языком. Человек - это искупленное творение, которое несет в себе Божий образ. Оно становится вместилищем Божества. Однако не в таком смысле, как, скажем, чаша вмещает содержимое, как образно об этом говорит Максим Исповедник. Дело в том, что соединение Божества и человечества во Христе подобно соединению огня и железа. Если вложить меч в огонь, то из бесцветного, серого, мертвого металла получается раскаленное. С одной стороны, огонь остался огнем, а железо - железом. С другой же - теперь можно резать огнем и жечь железом. Подобно этому, и человек настолько глубок, настолько велик и настолько таинственен, что может до конца соединиться с Богом, не переставая быть человеком. Боговоплощение по своей сути означает, что Божество соединилось с материей, т.е. что материя способна на воссоединение с Богом в том неописуемом чуде, которое св. Апостол Павел определяет словами: "Бог все во всем" (1 Кор 15, 28). Поэтому с момента Рождества Христова необходимо вновь и вновь напоминать о величии человека (ср. ОВ, с. 63-64). Евангелие называет Христа не только Сыном Божиим, но и человеком: "Се, Человек" (Ин 19, 5), именно Человек с большой буквы. И если мы действительно желаем быть людьми в полном смысле этого слова, мы должны быть человеками по образу Христа.

Именно Евангелие утвердило абсолютную значимость и ценность отдельной личности. Это кардинальная новость, которой древний мир не знал. Божественное измерение человека как раз и кроется в том, что каждый человек призван стать причастником Божественной природы, как утверждает св. Апостол Петр (ср. 2 Пет 1, 4). Поэтому нет в мире человека, который не был бы близок Богу, до конца нас возлюбившему. Он приобщился всему тому, что представляет собой тварность. Он родился (ср. Мф 1, 25), алкал (ср. Мф 25, 35), "искушен во всем, кроме греха" (Евр 4, 15), страдал (ср. 1 Пет 2, 23) и умер (ср. Мф 27, 54), как рождается, алчет, страдает и умирает каждый человек. В созерцании тайны Креста и пронзенного бока Спасителя каждый христианин обретает свой путь жизни и любви, подчеркивает Бенедикт XVI (cр. DCE 12).

Читая Евангелие, мы встречаем не только Живого Бога, но и истинного, единственного в своем роде Человека в лице Иисуса Христа, Человека в пол-ном смысле этого слова. И поэтому всякий человек приобщен к тайне Христа. Христианин постигает подлинную суть человека только через призму Христа - Богочеловека. Недаром II Ватиканский Собор учит, что "именно тайна Воплотившегося Слова проясняет тайну человека" (GS 22). А Слуга Божий Иоанн Павел II говорит, что человек может понять себя только во Христе (ср. RH 10).

Имея в виду то, что человек приобщен тайне Христа, можно говорить, что человек имеет тройное измерение - не только временное и пространственное, но и Божественное. Сын Божий через Свое Воплощение показывает нам величие человека. Бог стал человеком, не становясь сверхчеловеком, суперменом, этаким Джеймсом Бондом или героем фантастического фильма. Он не стал существом, непохожим на других людей. Все это свидетельствует о том, что человек может вместить в себя Божество.

5. Тайна Боговоплощения, которую мы сегодня празднуем, являясь даром Божиим, одновременно является целью. Сотворенный по образу и подобию Божиему (ср. Быт 5, 1), согрешивший и отвернувшийся от Бога (ср. Быт 3), тайной Боговоплощения и искупления возведенный в достоинства сыновства Божия (ср. Рим 9, 26) человек в наше время переживает настоящую драму. Он, добровольно отказываясь от достоинства сыновства Божия, изуверяется также и в человеке. Человек уже показал и, к великому сожалению, продолжает пока-зывать свои темные стороны, хотя, несомненно, необходимо видеть и признавать существование многих светлых.

Бог хочет видеть в глубине каждого человека Свой сияющий образ: одухотворяемый им, человек призван созидать град Божий, первым гражданином которого был бы Иисус Христос. И страшнее всего, что можно прожить всю жизнь, называя себя христианином, даже посещать богослужения и изучать богословие, но, тем не менее, не встретить Христа. На самом же деле все должно быть иначе. Христианин должен быть таким, что когда другой его встречает, то он должен воскликнуть: изваяние стало живым человеком, каменная статуя ожила (ср. ОВ, с. 89). Поэтому мы сами должны быть святынями Святого Духа (ср. 1 Кор 3, 16) и научиться в других признавать образ Божий. Мы призваны привести себя и других к жизни и славе во Христе, так же как реставратор призван восстановить и вернуть к славе испорченную икону или фреску.

А восстанавливать есть что, ибо вызовы современного мира все чаще и чаще уводят человека от Бога. Наиболее опасным из них является либеральный секуляризм. Это мировоззрение предполагает исключение из человеческой жизни ее духовно-религиозного измерения, вследствие чего возникает цивилизация смерти. А ведь мы призваны к жизни. Это мировоззрение провозглашает своей прерогативой "истинный прогресс" и "подлинное просвещение", а также охрану и защиту свободы, достоинств и прав человека. Если перефразировать известное выражение Карла Маркса из его "Манифеста коммунистической партии", что призрак коммунизма бродит по Европе, то смело можно сказать, что по Европе и всему миру бродит призрак воинствующего секуляризма, сопротивляющийся религиозности и вытесняющий ее из общественной жизни, и одновременно насаждающий как единственно возможную систему либерально-го мировоззрения. Их цель - построить антихристианский мир. Невооруженным глазом видна тенденция, когда в рамках идеологии "политкорректности" в вопросах религии и нравственности иудео-христианскую ментальность вытесняют нигилизм и абсолютный релятивизм, пропагандирующие деморализирующие "антиценности". Делается все возможное, чтобы поставить под сомнение одно из основных прав человека - право публичного исповедания своей веры в Бога, как и право человеческого сообщества строить свою жизнь на религиозных ценностях.

Все это ведет к деградации человеческой личности и к тем негативным последствиям, с которыми мы встречаемся сегодня. Это, прежде всего, социальная несправедливость, различного рода преступления, коррупция, терроризм, насилие, распущенность, безнравственность, алкоголизм, наркомания, чума нашего времени - СПИД, проблемы биоэтики, эвтаназия, убийство нерожденной жизни в чреве матери, демографические проблемы, кризис института семьи и тенденции к легализации нетрадиционных однополых союзов, и многое другое. Несомненно, в последнее время много сделано для решения этих проблем, хотя предстоит сделать значительно больше.

В августе н.г. в Канаде прошла международная конференция по борьбе со СПИДом. Следует признать, что мировое сообщество серьезно обеспокоено этой проблемой, ибо болезнь распространяется очень быстро. Участники конференции приняли амбициозные планы. Прозвучали призывы больше жертвовать на развитие и реализацию программ по профилактике и лечению СПИДа. Все это хорошо. Однако настораживает другое: не было сказано ни слова о самой причине заболевания, которой является безнравственная половая жизнь. Лекарство известно давно, и его указал сам Творец - это соблюдение 6-ой Божией заповеди.

Мы рады новым условиям жизни и деятельности Церкви, возникшим в результате социально-политических преобразований около полутора десятка лет тому назад. Налицо проявления духовного возрождения общества. Однако в то же самое время происходит и нечто противоположное. В памяти у всех скандальные истории с демонстрацией на экранах наших кинотеатров кощунственного фильма "Код да Винчи". 12 сентября н.г. в Москве, несмотря на протесты религиозных организаций, прошло кощунственное выступление Мадонны, со сценой ее распятия на кресте и терновым венком на голове, причем очень дорогие билеты были раскуплены мгновенно. Мы должны четко отдавать себе отчет: за кого мы - за Христа или, придерживаясь секулярных тенденций и политики политкорректности в религиозных вопросах, в практике повседневной жизни мы фактически выступаем против Него. Мы должны спросить себя: сможет ли Он родиться в наших сердцах и душах сегодня? Если этого не произойдет, то торжества Рождества Христова сведутся к шоу, к традиции сходить на Рождество в храм, к праздничной встрече за столом. Своей христианской жизнью и свидетельством мы должны дать место Господу в нас самих. Ни в коей мере не должна повториться евангельская сцена, когда приходящему в мир Спасителю не нашлось места в гостинице (ср. Лк 2, 7). Наоборот, приходящий сегодня к нам через служение Церкви, через Священное Писание, таинства и особенно Евхаристию Христос должен найти место в наших сердцах. Он должен там родиться Своей благодатью.

6. Возлюбленные в родившемся Спасителе братья и сестры!

От всей души поздравляю вас со спасительным торжеством Рождества Христова. Пусть Он, Бог с человеческим лицом, как метко выразился Папа Бенедикт XVI во время своего визита в Германию (ср. GN, 24.09.06, s. 25), станет нашей духовной силой, которая поддержит нас в противостоянии губительным вызовам времени. Да укрепляет Он нас в христианском свидетельстве, в котором так нуждается современный мир. Да поможет Он нам по-настоящему раскрыть для себя то, что произошло в результате Боговоплощения и искупления - наше обожение, наше возведение в достоинство детей Божиих. Да ведет Он нас путями духовного совершенства.

Поздравляю других христиан, вместе с нами празднующих торжество Рождества Христова, а также Русскую Православную Церковь, которая готовится к такому же празднику. Разница литургических календарей и традиций не изменяет самой сути торжества, а именно спасительной истины Боговоплощения. Перед лицом вызовов секулярного мира и острой необходимости защиты нравственных ценностей мы призваны быть естественными союзниками. Не смотря на все еще существующие трудности диалога между различными христианскими исповеданиями, мы, слава Богу, в этом вопросе едины, особенно с Русской Православной Церковью. И мы должны научиться еще теснейшей сплоченности, иначе все больше секуляризирующийся поезд жизни может уйти, оставляя нас на пустой платформе. От этого будет зависеть наше будущее. Да вдохновит нас и поможет нам родившийся Христос исполнить миссию защиты и развития христианских ценностей с целью созидания цивилизации любви, построения справедливого мира и ради спасения людей.

Поздравляю всех людей доброй воли. Пусть родившийся Спаситель ста-нет радостью и надеждой (ср. GS 1) нашего Отечества.

Радости, счастья, благодати Божией от родившегося Христа всем вам на торжества Рождества Христова, рождественский период и в Новом Году.

Препоручая всех вас предстательству Марии, родившей миру Спасителя, преломляю вместе с вами белую облатку - символ единства, и свои пожелания укрепляю благословением во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.


Митрополит Тадеуш Кондрусевич
Москва, 8 декабря 2006 г.
Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии



Использованная литература и принятые сокращения:

1. II Ватиканский Собор. Пастырская конституция о Церкви в современном мире "Gaudium et spes" (GS).
2. Иоанн Павел II. Энциклика "Redemptor hominis" (RH).
3. Катехизис Католической Церкви. М.: Рудомино, 1996 (ККЦ).
4. Митрополит Сурожский Антоний. О встрече. Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2005 (ОВ).
5. Gosc niedzielny. Tygodnik katolicki, 24 wrzesnia 2006 (GN, 24.09.06).