2005-03-27 13:52:00

Пасхальное послание архиепископа Тадеуша Кондрусевича

Воскресший Христос - наш Господь и наша надежда

Празднование Пасхи позволяет нам в очередной раз осознать основополагающую истину нашей веры: Христос Воскрес! Он жив, Он всегда с нами! На третий день после смерти на кресте, которую иудеи считали "позорной", Иисус силою Отца был воскрешен и ныне восседает одесную Отца во славе. Христос получил всю власть на небе и на земле (ср. Мф 28, 18). Он - Господь и Спаситель. Мы в это веруем и мы это неустанно провозглашаем, особенно в Пасхальное время. Сегодня, в торжество Воскресения Господня, в столь радостное и возвышенное время следует, однако, положа руку на сердце, спросить самих себя: действительно ли мы чувствуем в нашей жизни присутствие живого Христа? Является ли Он Господом всего нашего бытия и всё ли подчинено Ему? Уповаем ли мы на Христа ежедневно и ежечасно? Во время Великого поста мы проводили серьёзное испытание совести и обнаруживали у себя такие дела, решения и помыслы, которые не имеют ничего общего с волей Христа и Его Евангелием. Во время таинства примирения мы твердо постановили отвергать всё, что отдаляет нас от Господа и благоговейно принимать всё, что приближает к Нему. Если мы действительно желаем, чтобы Спаситель был нашим Господом и нашей надеждой, в этот торжественный момент возблагодарим Бога за благодать таинства примирения, откроемся Слову Божию и присутствию Христа в Евхаристии. Постараемся войти в тайну Пасхи и найти Воскресшего Господа, а с Ним и в Нем - смысл нашей жизни и надежду на жизнь вечную. На пути к Воскресшему Размышляя над словами Евангелия, мы открываем и в себе нечто подобное поведению и мыслям учеников Христа в утро Воскресения Господня. Вспомним, как Мария Магдалина в первый день недели, когда было еще темно, пришла ко гробу Иисуса, а камень уже был отвален (ср. Ин 20, 1). Найдя гроб пустым, Магдалина тотчас же поспешила к Апостолам сообщить об этом. Вспомним, как Апостолы Петр и Иоанн, увидев пустой гроб и лежащие там пелены, уверовали в Воскресение Учителя (ср. Ин. 20, 2-8). Подобно Магдалине, нам часто приходится искать Христа в темноте, на ощупь. Давайте же неустанно искать Иисуса, поощряя к этому ближних, дабы и они в награду за свои поиски смогли узреть Свет Незакатный. Апостол Матфей повествует, как спешащие к ученикам Христа Магдалина и другая Мария встретили Иисуса, Который их попросил возвестить им, чтобы шли в Галилею, где Его узрят (ср. Мф 28, 9-10). Свой путь к Воскресшему Господу был у жен-мироносиц и Апостолов. Свой путь может обрести каждый из нас, если устремится в свою Галилею.

Открывать присутствие Христа и приближаться к Нему - постоянная духовная потребность каждого христианина. Пробуждать ее в себе и поддерживать особенно важно в те времена, когда мы, как ученики из Эммауса, до конца не понимаем Писания и блуждаем в темноте; когда нас угнетают трудности жизни; когда мы чувствуем себя затерянными в жизненном круговороте; когда теряем надежду... Наиболее эффективным способом найти Воскресшего является Евхаристия: ученики из Эммауса узнали Господа по благословению и преломлению хлеба (ср. Лк 13, 31). Именно в Евхаристии реальное присутствие Христа вводит нас в новую жизнь. Святейший Отец Иоанн Павел II в Апостольском послании на Год Евхаристии подчеркивает, что среди теней идущего к закату дня и царившего в душе мрака Иисус-путник был Лучом света для учеников из Эммауса. Он пробудил в них надежду и желание видеть истинный свет - Христа, "оставшегося с ними" под видом "преломленного хлеба", когда открылись их глаза (ср. MND 1). Поэтому в торжество Пасхи необходимо задуматься над тем, с какой верой и усердием мы принимаем участие в Евхаристии, особенно воскресной. Ведь каждая Евхаристия - это празднование Пасхальной тайны. Вдумаемся только в первоначальное значение русского слова "воскресенье" - оно происходит от Воскресения Христова. Папа отмечает, что если воскресенье является днем Воскресения Господа, то является им не только как память этого величайшего в истории человечества события, произошедшего 2000 лет тому назад, но и как празднование реального живого присутствия Воскресшего среди верующих (ср. DD 31). Воскресенье - это день Пасхи, ибо благодаря празднованию воскресного дня всегда заново в мыслях и жизни верующих присутствует Пасхальная тайна - источник спасения мира. Это первый день недели, который уже в апостольские времена определял ритм жизни учеников Христа (ср. 1 Кор 16, 2). Это день нового творения, начало которого - прославленный Христос, "образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари" (Кол 1, 15). В воскресенье христианин особым образом должен помнить о спасении, которое было дано ему через крещение и благодаря которому он стал новым человеком во Христе. Апостол Павел напоминает: "Быв погребены с Ним (со Христом) в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых" (Кол 2, 12). Литургия подчеркивает тесную связь крещения не только с навечерием Пасхи, но и с каждым воскресеньем, которое таким образом является постоянным благовестием жизни вечной. Воскресенье - день Христа-Света, ибо в этот день Церковь провозглашает Его как восходящее Солнце к просвещению сидящих во тьме и тени смертной (ср. Лк 1, 79). Это день дара Духа Святого, ибо в день своего Воскресения вечером Христос сказал Апостолам: "примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том станутся" (Ин 20, 22-23). Также в воскресенье, в день Пятидесятницы, Дух Святой снизошел на Апостолов (ср. Деян 2, 1-4). Пятидесятница является событием, давшим не только начало Церкви, но и тайной, которая ее постоянно оживотворяет. Воскресенье - день веры, ибо в нем христианин заново переживает пасхальную тайну, что подчеркивается в исповедании веры во время Святой Мессы. Это исповедание указывает на крещальный и пасхальный характер воскресенья - дня, в котором христианин особым образом обновляет в себе обещания верности Христу и Его Евангелию. Благодаря вере может совершиться чудо нашего внутреннего преображения, чудо нашего нового духовного рождения - воскресения к жизни в благодати. Слушая Слово Божие и принимая Тело Христово, мы словно заглядываем в глаза Воскресшему Господу и вместе с Апостолом Фомой восклицаем: "Господь мой и Бог мой" (Ин 20, 28). И, наконец, воскресенье - это день незаменимый, который уже 2000 лет формирует ритм жизни Церкви. Потому празднование воскресенья является основополагающим элементом христианской идентичности, напоминает нам Папа Иоанн Павел II (ср. DD 19-30).

На пути к Воскресшему Господу мы должны подражать ученикам Христа. У Марии Магдалины надо учиться смелости не бояться трудностей, даже тьмы нашей жизни, у Апостола Иоанна - чистоте помыслов и желаний, у Апостола Петра - сокрушению о грехе, выдержке и верности. Тогда мы будем особенно дороги Господу и Им ожидаемы. Быть совершенными свидетелями Воскресшего Наше освящение, стремление к святости, наше свидетельство о Воскресшем призваны стать неотъемлемым контекстом встречи с Воскресшим Господом. В своей последней книге "Память и идентичность" Папа Иоанн Павел II пишет, что в тайне спасения победа Христа над злом дана человеку не только как залог его спасения, но и как призыв к восхождению на путь духовной жизни, на путь сознательной работы над собой - работы, в которой Христос является Учителем. Призыв Христа: "Следуй за Мною" (ср. Мф 4, 19; Мк 1, 17; Ин 1, 43) звучит на страницах Евангелия и обращен ко всем людям. Этот призыв является приглашением выйти на дорогу, по которой ведет нас внутренняя динамика тайны искупления (ср. PT, s. 33-34). "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк 16, 15) - призвал Христос своих учеников. Этот призыв обращен ко всем без исключения христианам, во все времена и при любых обстоятельствах. Свидетельство о Воскресшем Господе ярчайшим образом подтверждает ценность христианской веры и глубину единения со Христом. Апостол Петр учит нас, что можно свидетельствовать о Христе так же, как Он свидетельствовал о Своем Отце. Свидетельство Иисуса было возможным, ибо Бог Отец помазал Его Духом Святым и наделил силою (ср. Деян 10, 38). Дары Святого Духа и сила благовестия есть у каждого, кто принадлежит Христу. Перед вознесением на небеса Господь велел Апостолам не покидать Иерусалима и ожидать обетования Отца (ср. Лк 24, 49), то есть - Святого Духа. Именно Святой Дух помогает нам быть свидетелями Воскресшего Господа. Для того, кто действительно живет в Святом Духе, Евангельские заповеди становятся превыше всех других установлений. Тогда человек следует принципам новой жизни во Христе, а не принуждению извне. Он не исполняет вожделений плоти, а живет согласно Духу (ср. Гал 5, 16-18). Он имеет в себе те же чувства, принципы и ценности, что и Христос, ибо имеет в себе Его Духа, который в крещеном действует изнутри, преображая его в образ Сына Божия. Только в Духе Святом мы являемся истинными свидетелями Христа. Ищите горнего Каждое свидетельство свершается в борьбе со "старым человеком". Напоминает нам об этом Апостол Павел: "Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном" (Кол 3, 1-2). Осознание совоскресения со Христом в таинстве крещения не позволяет нам удовлетвориться земным. Наоборот, оно побуждает искать того, "что вверху". Именно это стремление ко Христу позволяет нам соучаствовать вместе с Ним в Его жизни. Для этого необходимо становиться пасхальным человеком - человеком, ищущим того "горнего". Последнее возможно через жизнь в таинствах, что укрепляет нас в пасхальном мышлении, пасхальной работе над собой и пасхальном ожидании. Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Откроем сегодня в пасхальной радости свои сердца Воскресшему Господу. Пусть Его вечная любовь прольётся в наши открытые сердца радостным "Аллилуйя", дабы наша жизнь стала путем непрерывного стремления к совершенству и свидетельством пасхальной тайны, дабы мы постоянно искали того, что "вверху". Еще раз сердечно поздравляю всех вас со спасительным и светлым праздником Пасхи Христовой. Пусть ее тайна станет маяком в нашей повседневной жизни. Слушая Слово Божие и участвуя в таинствах, особенно в Евхаристии и таинстве примирения, мы должны совоскресать со Христом и в Нем укрепляться. Постоянно преображая наши сердца, мы должны стать свидетелями Его Воскресения перед лицом все нарастающих вызовов нашего времени: прежде всего духа обмирщения и потребительства, духа бездушного и временами агрессивного либерализма, не приемлющего христианского свидетельства. Мы должны мужественно противостоять тем пагубным влияниям и тенденциям, которых так много в наше время, и плыть против течения, чтобы обрести духовные плоды. Поздравляю христиан других конфессий, которые вместе с нами сегодня празднуют Пасху. Поздравляю Русскую Православную Церковь и желаю ее Предстоятелю Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, иерархам, клирикам и всем чадам как можно лучше подготовиться к торжеству Воскресения Господня. Разница в календарях не должна затмевать нашего принципиального единства, основанного на одной и той же истине Воскресения Христова - фундаменте нашей веры, о которой мы все вместе должны свидетельствовать перед лицом вызовов современности.

Да пребудет Воскресший Христос всегда нашим Господом и нашей надеждой! Препоручая всех вас Божией Матери, вместе с которой мы призваны созерцать лик Воскресшего Господа (ср. MND 9) и свидетельствовать о Нём, от всего сердца благословляю: во имя Отца, + и Сына, и Святого Духа.


Пасха Христова
2005 г.