2019-11-01 12:12:00

Марксизм и либерализм - продукты протестантской культуры, считает зампред синодального отдела

Москва. 1 ноября. ИНТЕРФАКС - Марксизм возник в лоне протестантской культуры как ее частичное отрицание, считает заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый зампред синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.

"С теологической точки зрения это своего рода неудавшаяся попытка "повторной Контрреформации", ведь марксизм декларировал: отмену частного присвоения ссудного процента, в свое время легализованного Мартином Лютером, отказ от протестантской идеи религиозно-социальной "избранности" (в марксистском словаре - "социального неравенства")", - сказал Щипков в интервью газете "Культура".

По его мнению, с этой точки зрения программа марксизма - это "попытка соединить евангельские ценности любви и равенства людей перед Богом с теологемой всеобщего Прогресса, столь характерной для протестантского мира, но при этом отказавшись от исторической религии".

При этом Щипков считает, что "ленинская часть советского проекта имела не так много общего с марксизмом, да и дальше марксизма не "прибавилось".

"Марксизм в мировом масштабе начал быстро сдуваться - проект мировой революции по-тихому был свернут. Постоянно звучавшая в позднесоветский период идея "мирного сосуществования двух систем" - это же явная ересь с точки зрения классического марксизма", - сказал он, отметив что брежневский СССР – "скорее, консервативное этатистское государство с формальной идеологией".

Щипков уверен, что и марксизм, и коммунизм "можно и нужно критиковать вместе со всей культурной матрицей протестантского модерна, из которой они так и не смогли вырваться".

"Критика либерального капитализма христианами должна быть именно христианской. Традиция критики денежного общества и эксплуатации в христианстве существует. В первую очередь следует указать на школу Иоанна Златоуста, для которой идея социальной справедливости одна из магистральных", - заметил он.

В целом Щипков считает сакрализацию "экономической необходимости" не оправданной с христианской точки зрения, как и любое идолопоклонство. "Экономика должна служить интересам человека, а не человек интересам безличной экономики или экономических субъектов", - считает он.

Полный текст статьи см. в рубрике "Мониторинг печатных СМИ".