2006-09-07 16:28:00

Выступление главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина на конференции "Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество"

Уважаемые участники конференции!

Рад приветствовать Вас традиционным мусульманским приветствием: Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!

От имени мусульман России и Совета муфтиев России выражаю Вам свои самые добрые чувства и искренне желаю плодотворной работы и успеха гостям и участникам нашего форума.

Проведение форума, задачей которого является углубление диалога культур и расширение межрелигиозного сотрудничества в Поволжье, носит знаковый характер. На территории Приволжского федерального округа на протяжении многих веков проживают представители более ста различных народов, носителей самых разных традиций, культур и вероисповеданий.

По заданной теме и своей направленности Поволжский форум является логическим продолжением всей нашей деятельности по развитию диалога между представителями разных народов, религиозных традиций, сохранение духовного и культурного многообразия человечества, развитию культуры взаимного уважения и добрососедства.

Россия - страна многоконфесиональная, ее многочисленные коренные народы являются последователями большого количества религиозных направлений. Хвала Всевышнему, добрососедский и дружеский характер отношений между народами России присущ и отношениям последователей разных религий. Подчеркну: отношениям между гражданами - последователями разных религий. После начала демократизации нашего общества, в условиях всеобщего религиозного возрождения удалось не только сохранить, но и упрочить традиционный для нашей страны межрелигиозный мир.

Но ежедневные сводки из мировых столиц о предотвращении то там, то здесь террактов или о столкновениях, отдельные события в российских городах, пожар конфликта на Ближнем Востоке не оставляют места для равнодушия. В такой атмосфере в мире очень важно достичь солидарности в общих поисках выхода из политического, социального и духовного кризиса.

С болью и потрясением мы воспринимаем вести о новых бомбардировках, взрывах и гибели десятков жертв, мирных граждан на Ближнем Востоке, Ираке, Афганистане . С тревогой наблюдаем за развитием ситуации вокруг программы изучения мирного атома в Иране и угроз со стороны Запада. Во всех конфликтных регионах, кде противоборствуют и воюют стороны, где проливается кровь и разрушаются дома и населенные пункты - нет никакого религиозного противостояния. Есть противостояние политическое и территориальное, есть нерешенные межгосударственные проблемы.

В связи с Ливано-израильской войной следует утвердительно сказать: эта война также не носила религиозного характера.

Тенденциозное, однобокое освещение происходящих событий, неверная негативная оценка, которая, к сожалению, дается некоторыми политиками и представителями СМИ исламу и мусульманам, может пагубно сказываться на отношениях и между гражданами нашей России. Попытка создавать определенное общественное мнение, оправдывая одних и обвиняя других, попытка настраивать наших граждан против друг друга - это недопустимое и преступное дело. Поэтому все мы, особенно те, кто имеет власть: первую, четвертую, пятую власть, кто имеет влияние на народ - должны нести особую ответственность за судьбы наших людей, мир и спокойствие между народами.

Совет муфтиев России, мусульмане нашей страны в самом начале конфликта на Юге Ливана призывали остановить кровопролитие, присоединяясь к мнению Президента России В.В. Путина о том, что конфликт следует прекратить без поиска виновных, немедленно, за столом переговоров достичь разрешения проблемы, которая, к сожалению, существует. Сегодня мировое сообщество делает значимые шаги в направлении урегулирования конфликта, но следует исходить из понимания сути, состоящей в том, что как подчеркнул Е. Примаков на втором заседании Группы стратегического видения "Россия - исламский мир", что единственный эффективный метод борьбы с международным терроризмом - это отделение его от исламского мира. И мы полностью разделяем точку зрения о том, что террористические акции не имеют с исламом ничего общего и самый худший метод борьбы с такими преступниками - это причислять их к мировой религии, которую исповедуют более миллиарда жителей нашей планеты.

О какой религиозной основе может идти речь, если террористическими актами преследуются, в конечном итоге, чисто политические цели!

Совершенные от имени нации или под религиозными лозунгами терракты не должны тенью ложиться на народ или религию. У терроризма нет и не может быть национальной или религиозной принадлежности.

История утверждает, что терроризм возник не в мире ислама, а складывался во чреве самой западной цивилизации. Западные светские ученые признают тот факт, что наш Пророк Мухаммад САС, никогда не проповедовал борьбы с иноверцами - убивать женщин и детей: "Вот я заключил с вами завет о том, что вы не будете проливать вашей (т.е. человеческой крови) крови и изгонять друг друга из ваших жилищ" сказано в Священном Коране (2:84).

Складывалось так, что террор вошел в мировой обиход, а потом уже он сплелся с фанатизмом, который присутствует во всех мировых религиях.

С нашей точки зрения, существующая концепция войны цивилизаций выстроена с таким количеством натяжек, что трудно их перечислить. Но, тем не менее, реальность такова, что возможность такого столкновения не только не исключается. Угроза его усиливается с каждым террористическим вызовом, с ответной реакцией на них. Терроризм, как и всякий социальный феномен, имеет тенденцию к эволюции. Цепные реакции глобальной войны с терроризмом порождают самые пессимистические прогнозы.

Современный терроризм называют инструментом глобального управления - и это новое мировоззренческое и социальное порождение западной цивилизации, ставшей агрессивной и циничной в своей "деловой активности", основанной на принципе потребления и достижения власти и богатства любой ценой. Эта цивилизация, уйдя вперед по пути научно-технического прогресса, удерживает свои позиции угрозой применения военно-государственной силы в интересах своего влияния в мире.

Все более очевидно, что терроризм стал элементом механизма влияния на принятие управленческих решений различного политического масштаба.

Именно это подтверждает развитие событий на Ближнем Востоке, что дает основание для тревог и волнений всему человечеству. В чем же причина такого явления? Мы твердо убеждены в том, что в нестабильности региона виноваты государства, которые не освобождают силой занятые чужие территории, не выполняют принятых на себя обязательств перед международным сообществом. Виноваты государства, которые, исходя из ложных посылов о необходимости экспорта демократии, без учета готовности народов других стран к этому чуждому экспорту, игнорируя их историю и культурные традиции, навязывают им эту "демократию", не останавливаясь и перед военным вмешательством. И стабильный мир в этих регионах может быть установлен только при условии уважения религиозных и национальных традиций, учета менталитета народов, при условии выполнения всеми без исключения государствами международных норм, отказа от агрессии, окончательной победы практики решения всех спорных вопросов мирным путем.

Нашу эпоху глобализации и взаимопроникновения культур, отличает от всех предыдущих времен то, что наш мир стал так хрупок и, чем больше страны вооружаются средствами нападения и защиты, тем более беззащитным он становится. В этих условиях важно научиться вести диалог, помнить, что диктат силы не порождает ничего, кроме ответного силового действия.

Именно исповедующие диктат силы всячески раздувают теорию "столкновения цивилизаций", Запада и Востока, христианства и ислама, желая оправдать свое стремление к господству над миром, желание диктовать всем и вся, подчинить себе мусульманский мир. Весь ход истории, сегодняшняя действительность убедительно доказывают: человечество, или большая его часть может жить в мире и согласии, несмотря ни на какие существующие различия. Необходимо увидеть в цивилизациях общее, а не только особенное.

Диалог это путь к единению. Единение - это не объединение против третьих сил. Единение - поиск возможности говорить не на языке силы. Важно осознать, что единство не может заключаться в навязывании ценностей со стороны сильного. Расширяя диалог культур, сближая позиции по гуманитарным вопросам, важно помнить, что нельзя позволять вовлечь себя в конфронтационную логику международной политики, которую пытаются провести "сильные". Те действия, которые на мировой арене проводятся под знаком неибежной "войны цивилизаций" - всего лишь попытка закамуфлировать откровенно экономические и политические интересы в усилении сфер влияния.

Необходимость единства цивилизаций диктуется альтернативой полного уничтожения создания Всевышнего Аллаха - жизни на Земле. Поиск духовного единства - это есть альтернатива гибельному пути. Религия сегодня, на стыке эпох, выполняет свою извечно гуманистическую роль единения цивилизаций для сохранения человеческой цивилизации как таковой.

Исламский интеллектуальный опыт, наряду со всем гуманистическим опытом человечества, способен сыграть в сегодняшней ситуации роль стержня в создании гражданского общества в странах, где проживают мусульмане, и, как результат - в новой концепции глобальной этики. Единство мыслимо только в диалоге, в постепенном утверждении общего духа над различиями буквы.

Сегодня, как верно было отмечено в одном из выступлений Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, Европа, Запад, уже стали частью мусульманского мира. Частью многообразного мира является и Россия с ее уникальным географическим положением, историей народов ее населяющих. Нашу страну очень верно сравнивают с мостом между цивилизациями, ибо Россия исторически вобрала в себя черты как западной, так и восточной моделей цивилизации.

Внутрироссийский диалог наций, народов, конфессий, необходимость найти точки соприкосновения без утраты собственной идентичности, способность всех сторон сохранять взаимное уважение - залог устойчивого социального развития и единственный путь избежать конфронтации.

В недавнем прошлом представители разных религиозных организаций, как правило, встречались только на миротворческих форумах, преследовавших единственную цель: поддержать от имени верующих политику государства и правящей партии. В наши же дни эти связи приобрели систематический и целенаправленный, двусторонний и многосторонний характер.

Такой направленности призвана отвечать деятельность Межрелигиозного Совета России, где представители традиционных религий России решают общие для всех вопросы, проводят совместные заседания, организуют мероприятия, привлекающие всеобщее внимание.

Примером такой деятельности можно назвать прошедший в Москве в июле этого года по инициативе Межрелигиозного Совета Всемирный саммит религиозных лидеров, в работе которого приняли участие главы церквей, ведущие религиозные деятели и богословы со всех континентов. Они обсудили животрепещущие проблемы современности, в равной степени важные для верующих всего мира.

Однако было бы ошибкой удовлетвориться подобной деятельностью, поскольку диалог, взаимопонимание и плодотворное, результативное сотрудничество в стране возможны лишь в том случае, когда услышаны все голоса, представлены интересы всех людей.

Для того, чтобы расширить возможности межрелигиозного сотрудничества, мы стараемся поддерживать двусторонние связи между религиозными организациями - как с членами Межрелигиозного Совета, так и с не состоящими в нем.

Это двухсторонние встречи, конференции, на которых ведущие представители религии ведут конкретный, честный диалог, называя существующие проблемы, даже несмотря на их нелицеприятность. Только так можно найти путь выхода из кризисных ситуаций, возродить путь духовного совершенствования.

Необходимость использования духовного потенциала в современном обществе, хвала Всевышнему Аллаху становится абсолютно очевидной.

Мы с сожалением отмечаем, в условиях, когда наряду с угрозой распространения международного терроризма вырисовывается и другая угроза - опасность раскола мира по религиозному признаку. Сегодня нам важно не допустить нового противостояния - противостояния между религиями.

Совет муфтиев России, мусульманские организации нашей страны, представляя интересы уммы, заявляют о своем желании и готовности вести конструктивный диалог с представителями всех культур и религий и надеются, что такой же подход будет проявлен и с другими сторонами

Укрепление нравственных ценностей, достижение согласия, веротерпимости, - это наша позиция в диалоге культур, в деле конструктивного сближения межрелигиозного сотрудничества. Это и есть то значимое, что может внести в дело сохранения глобальный человеческой цивилизации каждый человек. В отношениях между истинно верующими людьми, принадлежащими разным цивилизациям, недопустимо навязывание своего превосходства. Всевышний учит нас справедливости, и именно этот принцип должен лежать в основе взаимоотношений между религиями и народами.


7 сентября 2006 г.