2019-12-04 14:47:00

Законопроект о домашнем насилии не угрожает вмешательством в дела семьи - Генпрокуратура РФ

Москва. 4 декабря. ИНТЕРФАКС - Генеральная прокуратура РФ не рассматривает резонансный законопроект о домашнем насилии как угрозу вмешательства в дела семьи и воспитания детей.

"Само по себе защитное предписание не имеет целью вмешательства в дела семьи, в том числе в процесс воспитания детей, а призвано предупредить нарушителя о возможности наступления неблагоприятных последствий при продолжении противоправных действий, не допустить совершения административного правонарушения или преступления и тем самым сохранить семью", - заявил начальник правового управления Генпрокуратуры Артур Завалунов.

Он пояснил, что, "согласно положениям законопроекта, для вынесения защитного предписания определяющим является не просто сообщение от каких-либо лиц о семейно-бытовом насилии, а установление должностным лицом органов внутренних дел факта совершения семейно-бытового насилия либо его отсутствия".

"Государство вправе вмешаться в частные дела семьи в ограниченных случаях для защиты отдельных категорий лиц (детей, нетрудоспособных членов семьи). Однако пределы такого вмешательства и меры семейно-правовой ответственности должен определить закон. Для этого и служит институт семейно-правовой ответственности", - отметил Завалунов.

Он подчеркнул при этом, что законодательные акты подобного содержания имеются практически во всех зарубежных странах. "Их реализация позволяет оградить определенные категории граждан (в первую очередь женщин и детей), подвергаемых всякого рода преследованиям со стороны родственников, близких и иных совместно проживающих с ними лиц, от противоправных действий", - сказал представитель Генпрокуратуры.

По его словам, сегодня российское государство активно проводит политику поддержки социально незащищенных слоев населения, пресечение нарушения прав человека в семье. "Приоритетными направлениями государственной семейной политики названы утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании", - отметил Завалунов.

Вместе с тем, считает он, "существование проблемы семейно-бытового насилия, а также необходимость дополнительного правового регулирования в целях предупреждения и пресечения фактов насилия в семье и других бытовых условиях, безусловно, сомнений не вызывает".

"Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства - одно из положений, составляющих основу конституционного строя РФ, закрепленное в статье 7 Конституции РФ", - подчеркнул прокурор, напомнив, что, согласно Основному закону, "материнство, детство и семья находятся под защитой государства".

"Несмотря на то, что проблемам профилактики правонарушений уделено значительное внимание, вопросы предупреждения и пресечения именно семейно-бытового насилия, обеспечения защиты лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, до настоящего времени в достаточной степени не урегулированы", - полагает Завалунов.

Он напомнил, что Европейский суд по правам человека по делу "Володина против РФ" в своем решении, вынесенном в июле 2019 года, также указывает на необходимость урегулирования данной проблемы.

"Сотрудники полиции фактически не имеют правовых оснований для оказания эффективного воздействия на таких лиц, поскольку законодательство предусматривает применение мер ответственности административного или уголовного характера уже после совершения правонарушения или преступления. Поэтому законопроектом предусматривается введение таких превентивных мер профилактики, как защитное предписание и судебное защитное предписание", - сказал прокурор.