2020-10-04 07:50:00

Смерть эмбрионов при ЭКО не то же самое, что при аборте

В октябре исполнится 400 лет со дня рождения знаменитого идеолога старообрядчества протопопа Аввакума, что стало поводом обратиться к историческому опыту и духовному багажу его последователей. Своими мыслями с порталом "Интерфакс-Религия" поделился глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов.


- Леонид, чем отметит Всемирный союз староверов юбилей протопопа Аввакума?

- Поскольку протопопа Аввакума можно считать родоначальником современной русской художественной литературы, к этому событию мы приурочили уникальное издание из трех книг - перевели Четвероевангелие с церковнославянского Евангелия 1651 года, то есть с того, которым пользовался сам протопоп Аввакум. Tакже мы перевели и издали учебник церковнославянского языка того же периода. Уверен, что Аввакум учил русский язык именно c такой книгой. Еще ранее мы издали так называемый "Русский летописец", это учебник всемирной истории XVII века, знания из которого протопоп в свое время черпал. Ведь известно, что Аввакум ставил свои русские источники намного выше, чем иностранные, включая греческие. Именно поэтому мы сделали вывод, что старовер может пользоваться русским переводом Евангелия только с церковнославянского языка. Эти три переведенные и изданные нами книги характеризуют не только самого Аввакума, но и показывают идентичность русского староверия. Мы, впрочем, уверены, что эти книги будут интересны не только для староверов, но и для очень широкого круга читателей. Это наш безвозмездный вклад в современную науку и современное староверие.

- Минувшим летом исполнился год с момента создания вашего Союза. Каковы плоды деятельности этой организации за истекшее время?

- Действительно, Союз зарегистрирован в Минюсте всего год, но староверы объединены в особое старообрядческое лобби с самого своего появления. Для меня старообрядчество основано не протопопом Аввакумом - Аввакум всего лишь один из его ярких героев. Староверие как социально-культурная идеология ведет свое начало от Бориса Годунова. Именно во времена Годунова была сформулирована особая идеология, которую староверы продвигают с тех пор. В этом смысле основная задача Cоюза, помимо конкретной помощи староверам, это продвижение идеологии Святой Руси времен Бориса Годунова. Этой идее мы уделяем особое внимание в СМИ и публичных выступлениях. Уверен, что идеология Святой Руси, идеология Бориса Годунова является панацеей в решении проблем не только России, но и всего мира. Идеология, ставящая в основу всего жизнь конкретного человека, его права и достоинства, является основой процветания любого общества.

- Какие проекты вы наметили на предстоящий год?

- Мы собираемся открыть в Калининграде оперный фестиваль, который назвали в честь знаменитого старовера Сергея Зимина, столпа русской оперы. Калининград - родина великих людей, таких как Рюриковичи, Кант, Борис Годунов. Род Годунова ведет свое начало из Восточной Пруссии, а Борис Годунов, как я сказал, является ключевой фигурой для староверия. Мы задумываем фестиваль русской оперы в Калининграде по типу фестиваля итальянской оперы в Риме, который проходит на развалинах древнего императорского дворца. То же самое мы хотели бы сделать в Калининграде на руинах одного из заброшенных древних замков.

Кроме того, мы приступим к оцифровыванию архивов на церковнославянском языке, хранящихся в библиотеке Ватикана. Для нас огромная честь, что Папский секретный архив доверил именно нам эту работу, в процессе которой, думаю, мы узнаем о сенсационных фактах.

- Вы уже нашли что-то интересное там?

- Да, я имею доступ к секретному архиву и на сегодня исследовал, к примеру, историю создания Белокриницкой иерархии - читал переписку между староверами Белой Криницы и папой Римским. Видел исповедание веры, написанное староверами для понтифика, который не только дал разрешение австрийскому императору на воссоздание иерархии староверов в Австро-Венгрии, но и всячески способствовал этому. Именно поэтому Католическая церковь всегда признавала Белокриницкую австрийскую иерархию.

- Широкую дискуссию в последнее время вызывает тема экстракорпорального оплодотворения. Насколько, по-вашему, допустима для христианской совести эта процедура?

- К ЭКО я отношусь очень позитивно, если мы говорим о тех, кто не может забеременеть естественным путем. Для меня любая мораль, в том числе и христианская, базируется на ценности человеческой жизни. Все, что ведет к рождению здоровых детей, это благо. Все, что уничтожает детей и взрослых, это зло. ЭКО дает возможность появления новой человеческой жизни, поэтому оно не может быть злом. В Библии этот принцип высказан очень сильно - к примеру, в истории Лота с его дочерьми. Дочери Лота не погнушались даже забеременеть от своего отца при отсутствии других возможностей, притом что Библия строго осуждает инцест. Но мораль этой аллегории очень проста: дай начало новой человеческой жизни любым способом. У апостола Павла этот принцип также обоснован доходчиво и прямолинейно: он говорит, что женщина спасается деторождением. Поэтому так необходимо женщине заботиться о своем здоровье и не откладывать рождение детей на потом. Но если организм не позволяет, то не грех прибегнуть к средствам, предлагаемым медициной.

Когда духовные лидеры говорят об абортивном ЭКО, обычно ставят в вину родителям и врачам заморозку или отсев "лишних" либо "некачественных" эмбрионов. Однако, на мой взгляд, смерть эмбрионов при ЭКО не то же самое, что при аборте, где специально убивается жизнь. Уверен, что эмбрионы, которые получили, но не использовали при ЭКО, молятся за своих братьев и сестер, которым повезло стать рожденными детьми.

- Насколько состоятелен, на ваш взгляд, аргумент православных священников о том, что желающие стать родителями могут усыновить (удочерить) ребенка из детского дома?

- Мне кажется, что никакое усыновление не заменит рождения своего собственного ребенка. Усыновить ребенка - это добродетель, причем очень высокого уровня. Но это не то же самое, что дать жизнь новому уникальному существу.

Уверен, что если бы отец пытался зачать меня только после прочтения молебна или думал о постах среды или пятницы, то я бы не родился. Понятно, что родился бы кто-то другой, но не я. Поэтому я благодарен отцу и матери, что они меня зачали тогда, когда зачали, отложив поход в кино.

Новая жизнь является мерилом всех вещей и того, ради чего существует мораль. Никто не спросит, родили тебя "во грехе" или нет. Ты живешь, и остальное совершенно неважно, твое существование оправдывает, возвышает и освящает любые действия, к которым прибегли твои родители, чтобы ты родился. Любой родившийся ребенок никогда не осудит ни мать, ни отца за то, при каких обстоятельствах он был зачат. Я совершенно не одобрил бы мою мать или отца, если бы вместо того, чтобы родить меня, они бы кого-то усыновили.

В рождении новой жизни человек уподобляется Богу, он создает бессмертные души. Ничто в этой жизни не сравнимо с рождением ребенка. Ничто не приближает женщину к Богу так, как рождение новой жизни. Поэтому хочу сказать: не слушайте никого в этом вопросе, рожайте новых детей любым доступным вам способом

- Мы живем в такое время, когда многие из привычных годами вещей успевают поменяться буквально на глазах. Один из примеров - замена привычных "живых" конференций онлайн-форматом, что произошло за месяцы пандемии. Далеко не все успевают угнаться за временем, а многие и не хотят этого делать, предпочитая прежние стандарты жизненного уклада. Как, по-вашему, будет меняться сознание людей в ближайшие годы на фоне технического прогресса, с одной стороны, и вынужденной изоляции, с другой?

- Мне кажется, что жизнь поменяется кардинально. Она все более становится цифровой. Люди общаются с людьми посредством цифровых электронных средств, которые предлагают решения многих проблем. С другой стороны, мир все также состоит из атомов, электронов и нейтронов. Реальность в этом смысле и законы физики не меняются. Меняются формы, но не меняются сущность и назначение человека. А назначение человека одно и то же с самого начала - приблизить реальность к Божественному уровню, сделать ее более нравственной, более человечной, и неважно, в "аналоге" вы сейчас или в "цифре", онлайн или оффлайн.

В то же время я считаю опасения консерваторов по поводу развития цифровизации завышенной. Да, человек становится как на ладони из-за цифровых технологий, многие его поступки у всех на виду. Но об этом и говорил Христос - что на Страшном суде все дела человека обнажатся перед всеми, все узнают обо всех, все мои дела станут известны окружению. Поэтому здесь только можно пожелать, чтобы наши дела становились более этичными, чтобы нам не было стыдно. Нельзя ходить в туалет в подворотню, нельзя выбрасывать мусор из машины и так далее, и тогда цифровизация перестанет быть проблемой.