2012-06-01 00:00:00

Кипрская православная церковь (отношения с государством, подход к урегулированию проблемы оккупации)

Законодательное регулирование положения Церкви на Кипре

Конституция Кипра 1960 г. закрепляет свободу вероисповедания и равенство всех религий перед законом, а также права собственности религиозных организаций. Вместе с тем ряд ее положений отражают особую роль Кипрской церкви:

- принадлежность к греко-кипрской общине определяется не только на основании происхождения и родного языка, но и на основании принадлежности к православию.

- Конституция освобождает движимое и недвижимое имущество КПЦ от изъятия, обременения или ограничения связанных с ним прав без ее письменного согласия, закрепляет невмешательство государства во внутренние дела КПЦ и ее права в отношении своей собственности.

Важным протокольным моментом является посещение вновь избранным президентом республики архиепископии для получения благословения предстоятеля. Нынешний президент Димитрис Христофиас был первый, кто пренебрег этой традицией.


Кипрская церковь и система среднего образования

Церковь не только фактически контролирует включенные в образовательную программу средних школ обязательные уроки "Религиозного воспитания", но и следит за содержанием других предметов. В начале февраля с.г. архиепископ в одном из своих посланий к народу (традиционно зачитываемых в храмах во время службы) подверг критике имеющуюся, по его мнению, тенденцию нынешней системы среднего образования к отказу от "греческой этноцентричности".


Кипрское урегулирование

В ответ на обвинения во вмешательстве Церкви в политику Архиепископ Хризостом II заявил, что "... нравится это или нет, но Церковь две тысячи лет руководила народом, и нас интересует наша национальная проблема, о чем мы говорим совершенно четко".

Позиция архиепископа:

Первым шагом урегулирования должно стать признание всеми турецкой оккупации и ее прекращение (вывод турецких войск), а также возвращение на родину турецких колонистов. После этого возможно начало диалога с турками-киприотами об изменении модели государственного устройства. При этом речь может идти либо об унитарном государстве, либо о "сильной" федерации, вариант "двухзонального" государства является неприемлемым. Турки-киприоты как меньшинство не должны иметь возможность контролировать внутреннюю и внешнюю политику Кипра.

Таким образом, архиепископ фактически выступает против урегулирования на основании решений Совета безопасности ООН.

Действия нынешнего президента Димитриса Христофиаса по кипрскому урегулированию подвергаются Хризостомом II жесткой критике. Он заявил, что не ожидает ничего хорошего от переговоров президента с лидером турок-киприотов Д.Эроглу, поскольку последние нацелены на создание двух государств на Кипре. Более того, он считает, что в переговорах речь идет уже не о федерации, а о конфедерации, при которой турки-киприоты, а через них и Турция будут в значительной части контролировать политику греческой части острова.

Для воплощения своего варианта решения кипрской проблемы архиепископ считает необходимым добиться избрания на пост президента страны "независимого" кандидата, который смог бы получить поддержку подавляющего большинства населения страны.


Церковь и экономический кризис

По итогам встречи с президентом 9 апреля 2012 г. Хризостом II заявил, что Церковь инвестирует "десятки и возможно сотни миллионов евро" в экономику страны, чтобы помочь ей преодолеть экономический кризис.

Архиепископ заявил, что инвестиции будут направлены в энергетический сектор на создание генерирующих мощностей, в том числе фотоэлектрических станций, и на разработку запасов природного газа в исключительной экономической зоне Кипра. Кроме того, КПЦ увеличит свое присутствие в банковском секторе. Для получения свободных средств на приобретение акций "Банка Кипра" Церковь продала ряд принадлежащих ей земельных участков, заплатив при этом около 20 млн. евро налогов.


Справка подготовлена на основе материалов, предоставленных пресс-службой патриарха Кирилла