2012-09-01 00:00:00

История православия в Японии

Японцы впервые столкнулись с православием в лице православных курильских айнов, крещенных русскими миссионерами. Непосредственной предпосылкой к созданию Русской духовной миссии в Японии явилось открытие русского консульства в Японии в 1859 году и назначение И. Гошкевича первым консулом в г. Хакодатэ. Вместе с ним приехали врач и православный священник Василий Махов для окормления консульского персонала. По причине болезни отец Василий был вынужден вернуться на родину в 1860 году, и на его место был вызван новый клирик, которым стал будущий просветитель Японии равноапостольный Николай (Касаткин).

Вызов в Японию застиг Ивана Касаткина студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Юноша загорелся желанием служить Богу в Японии, получил благословение, принял постриг под именем Николай и 2 июля 1861 года прибыл в Хакодатэ молодым иеромонахом.

В условиях гражданской войны, нападений на иностранцев и строгого запрета на христианство молодой проповедник взялся за усердное изучение японских языка, истории, культуры и религий - буддизма, синтоизма и конфуцианства, добившись через восемь лет замечательной эрудиции даже по японским меркам. Долгое время он терпел враждебное отношение местных жителей.

Первым японцем, обращенным в православие иеромонахом Николаем, стал Такума Савабэ, бывший самурай, синтоистский жрец и превосходный фехтовальщик, принявший крещение вместе с двумя друзьями в апреле 1868 года. В 1870 году Александр II утвердил определение Святейшего Синода об учреждении Японской миссии под началом отца Николая, а в 1872 году штаб-квартира миссии открылась в Токио. С отменой антихристианского законодательства началось ее бурное развитие.

В 1874 году были рукоположены первые священнослужители из японцев. При миссии в Токио и Хакодатэ действовало шесть училищ, состоялся первый Собор Православной церкви в Японии. В 1875 году открылась семилетняя Токийская духовная семинария, а с 1877 года начал издаваться первый японский православный журнал. При этом численность христиан в 1878 году достигла 4115.

В 1880 году в России состоялась епископская хиротония святителя Николая, который во время своего недолгого пребывания на Родине собрал немало пожертвований на токийский Воскресенский собор, который был освящен в 1891 году и тотчас стал одной из главных достопримечательностей Токио и символом православия в Японии.

С началом русско-японской войны 1904-1905 годов многие православные японцы подвергались гонениям как якобы русские шпионы. Владыка Николай, пренебрегая опасностью, принял решение остаться. Православные японцы во главе со своим пастырем доказали как свою верность Отечеству, так и христианское отношение к противнику, ярким примером чему послужила забота о русских военнопленных в Японии.

Огромное значение для утверждения православия в Японии сыграли переводческие труды святителя Николая и его японского помощника Павла Накаи. Переводы не только создали основу самобытного японского православного словаря, но и обеспечили молодую Церковь необходимыми текстами для совершения годового цикла богослужений по-японски.

Скончался святитель Николай 3 февраля 1912 года. Император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение останков в пределах города.

Итогом деятельности святителя стали: один собор, восемь храмов, 175 церквей, 276 приходов, 34 священника, восемь диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34 110 человек.

Преемником святителя Николая стал епископ Сергий (Тихомиров), приехавший в Японию в 1908 году. Владыка быстро овладел языком и достойно нес крест архипастырского служения. Плодами первых годов его деятельности стали утверждение административной организации миссии, расширение ее издательской деятельности. После революции 1917 года в России Японская церковь лишилась ее финансовой поддержки. Японские приходы перешли на самофинансирование, что заставило значительно сократить миссионерскую и просветительскую работу.

Кантосское землятрясение 1923 года нанесло еще один удар молодой Церкви, лишив ееишило миссию зданий, библиотеки и сильно повредило Воскресенский собор в Токио. На чрезвычайном Соборе Церкви владыка Сергий и делегаты решились восстанавливать собор, повторное освящение которого состоялось 15 декабря 1929 года.

Нарастающий милитаризм и национализм в Японии привел к усилению антироссийских настроений среди некоторых кругов японской паствы и к повышению давления со стороны властей. По указке специальной полиции иностранцы вытеснялись с постов глав всех христианских деноминаций в Японии, и 4 сентября 1940 года владыка Сергий был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава, который пользовался доверием военных кругов Японии.

6 апреля 1941 года состоялась хиротония архимандрита Николая (Оно) во епископа Токийского и Японского. Он стал первым православным епископом-японцем.

Во время второй мировой войны храмы Православной церкви в Японии горели во время американских бомбежек, многие ее священнослужители и миряне погибли в военных действиях и от недоедания.

5-6 апреля 1946 года состоялся первый послевоенный Японский церковный собор, вынесший решение об удалении епископа Николая от управления. Хотя решение воссоединиться с Московской патриархией было сделано японской консисторей в конце марта 1946 года, и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием I, под влиянием американских оккупационных властей Собор избрал предстоятелем православного епископа из Американской митрополии. Американские власти не допустили въезд в страну епископов Бориса (Вика) и Сергия (Ларина), посланных Московской патриархией, а в начале 1947 года в Японию прибыл епископ Вениамин (Басалыга) из Америки.

Не без поддержки властей он встал во главе большинства японских православных. При этом меньшинство японской паствы во главе с владыкой Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай отказалось войти в американскую юрисдикцию и осталось верным Московской патриархии. При поддержке из СССР эта группа продолжала свое существование как Японское благочиние Московского патриархата. 10 декабря 1967 года иеромонах Николай (Саяма) был рукоположен во епископа Токийского и всея Японии в Ленинграде и объявлен главой Русской миссии, продолжателем дела Николая Японского.

В то же время почти все православные приходы Японии составили Японскую епархию Американской митрополии, находящейся вне общения с Московским патриархатом. В 1969 году было достигнуто полное примирение между Американской митрополией и Русской церковью, а также принято решение об учреждении автономной Японской церкви в юрисдикции Московской патриархии. 10 апреля 1970 года состоялось подписание томоса об автономии Японской церкви, возведение главы Японской епархии Американской митрополии епископа Владимира (Нагосского) в сан архиепископа Токийского, митрополита всея Японии, и канонизация Николая Японского.

Епископ Николай (Саяма) был освобожден от должности главы распущенной Японской миссии и назначен настоятелем подворья Московского патриархата.

Новый этап в жизни православия в Японии ознаменовался приходом японских иерархов на кафедру предстоятеля. После менее чем двух лет митрополит Владимир уехал на покой в Америку, и 19 марта 1972 года новым предстоятелем был избран японский архиерей Феодосий (Нагасима). Первые десять лет его пастырских трудов были посвящены переустройству церковной структуры и активизации церковной жизни. Началась реставрация токийского кафедрального собора. К столетию со дня его возведения Японская церковь и правительство решили обновить его полностью, реставрация завершилась в 1998 году.

Предстоятелем Японской церкви с 14 мая 2000 года стал митрополит Даниил (Нусиро), возглавляющий ее по сей день.

Ныне Японская православная церковь насчитывает 68 представителей духовенства (митрополит, архиепископ, протопресвитер, шесть протоиереев, 18 священников, архидиакон, два протодиакона, 11 диаконов, девять иподиаконов, катехизатор и 16 чтецов). Действует три епархии: Восточная (кафедра - в г. Сендай, всего 24 прихода), Токийская (14 приходов), Западная (кафедра в г. Осака, 11 приходов).

В Японской церкви зарегистрировано 10006 прихожан. Общее число верующих, включая членов семей, - около 30 тыс. человек.

Действует семинария в Токио при Воскресенском соборе (трехлетнее образование, однако на 2012-2013 учебный год не набрано студентов). Существуют воскресные школы, группы изучения церковного пения, женские общества прихожанок.


Материал составлен на основе данных пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Кирилла