2013-06-01 00:00:00

Православие в Эстонии

История не сохранила подробных сведений о том, как и когда зародилось в Эстонии и вообще в Прибалтийском крае христианство. Близость Руси, таких городов как Новгород, Псков, Полоцк и других, оказывало просветительское влияние на пребывавших в язычестве жителей побережья Балтийского моря. Первые письменные свидетельства о появлении православия на эстонской земле относятся к ХII веку, но оно уже утвердилось с основанием в 1030 году князем Ярославом Мудрым города Юрьева (Тарту).

Распространение православной веры в Прибалтике было прервано вторжением в начале XIII века немецкиx рыцарей. Среди местного населения крестом и мечем стал насаждаться католицизм.

Во второй половине XIII века начали устанавливаться торговые связи между востоком и западом. Русские купцы оседали в городах Ливонии, устраивали свои конторы. Непременным условием при заключении торговых договоров было строительство православных храмов. Большое влияние на распространение православия в юго-западной части Эстонии оказывал Псково-Печерский монастырь.

В результате Ливонской войны в конце XVI века русское население, согласно мирным договорам, покинуло Ливонию. С поселенцами и войсками уезжало и духовенство, увозя иконы и утварь. Во время Северной войны XVIII века в Эстонии начали вновь устраиваться православные церкви для нужд как коренного населения, так и для военных. В кирхе Святого Иоанна в Тарту по случаю победы русского оружия было совершено торжественное богослужение в присутствии Петра I.

10 мая 1920 года на совместном заседании Священный Синод и Высший церковный совет Русской православной церкви, обсудив каноническое положение части Псковской епархии и Ревельского викариатства, находящихся в пределах эстонского государства, приняли постановление признать Эстонскую православную церковь автономной.

В сентябре 1922 года собор Эстонской апостольской православной церкви принял решение об обращении к Константинопольскому патриарху Мелетию IV с прошением о принятии Православной церкви Эстонии в юрисдикцию Константинопольского патриархата и даровании ей автокефалии. В последствии митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр писал, что это решение было принято под сильным политическим давлением власти. 7 июля 1923 года патриарх Мелетий IV вручил в Константинополе томос о принятии Православной церкви Эстонии в юрисдикцию Константинопольского патриархата как отдельного церковного автономного округа "Эстонская православная митрополия". По предложению Константинопольского патриархата Эстония была разделена на три епархии: Таллинская, Нарвская и Печерская.

В соответствии с секретным протоколом между Советским Союзом и Германией о разграничении "сфер интересов" в состав СССР вошли прибалтийские республики. 10 ноября 1940 года Синод Эстонской православной церкви обратился к патриаршему местоблюстителю митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию с прошением о восстановлении Эстонской православной церкви в юрисдикции Московского патриархата. По его определению ЭПЦ 28 февраля 1941 года была воссоединена с Русской церковью. В кафедральном Богоявленском соборе в Москве была совершена литургия, и все присутствующие подписали акт о воссоединении с Матерью-Церковью.

Во время войны с фашистами митрополит Александр заявил о своем разрыве с Матерью-Церковью и о повторном переходе в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Епископ Нарвский Павел остался верен Московскому патриархату. После оккупации Эстонии немецкие власти не препятствовали ни митрополиту Александру руководить жизнью приходов, оставшихся в его подчинении, ни епископу Павлу управлять русской Нарвской епархией и многими другими приходами, сохранившими верность Русской церкви.

Незадолго до освобождения Таллина от немецкой оккупации митрополит Александр покинул Эстонию, а Синод ЭАПЦ обратился к местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) с прошением клира и мирян о возврате в каноническое подчинение Московского патриархата.


Подготовлено по материалам сайта Эстонской православной церкви