2020-12-10 12:17:00

Год пандемии по еврейскому календарю уже завершился

В преддверии Хануки президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в интервью порталу "Интерфакс-Религия" дал оценку важнейшим событиям уходящего 2020 года и рассказал о том, как отразилась эпидемия коронавируса на жизни иудеев.


- Александр Моисеевич, подходит к концу довольно необычный год. Когда он только начинался, суеверные люди говорили, что год будет удачным, потому что у него "красивое" число, другие опасались, что, наоборот, будет много несчастий, так как год високосный. На выходе мы получили первую в мировой истории пандемию и всемирный экономический кризис. Какие уроки, по вашему мнению, преподал нам всем уходящий год и чем хорошим, несмотря на все, он вам запомнится?

- Согласно еврейскому календарю, год, в который пришла пандемия, уже завершился. И мы действительно видим несколько другую картину развития событий последние три месяца. Запущен процесс постепенной вакцинации населения, что, безусловно, очень сильно отразится на статистике по коронавирусу. Так как в первую очередь будут вакцинироваться те, кто максимально подвержен риску заболеть.

Экономическая ситуация также стала постепенно стабилизироваться, многие экономические и социальные программы по поддержке населения продлеваются.

Еврейская традиция учит, что от каждой ситуации можно учиться. Разумеется, когда происходят такие глобальные события, они становятся поводом для анализа своей жизни, возможно, переоценки ценностей, перестановки приоритетов. И, безусловно, можно найти и позитивные аспекты. В разы стало больше благотворительных программ, я говорю сейчас не только про еврейскую общину, а в целом. Несмотря на сложные финансовые моменты, люди находят в себе силы и средства помогать друг другу.

- Как изменился объем благотворительных проектов ФЕОР в связи с экономическим кризисом, вызванным пандемией?

- Прежде всего, весной мы начали помогать больницам, закупая необходимые защитные материалы - всего в апреле-мае только в Москве и Московской области помощь была оказана 26 больницам на сумму 15 миллионов рублей. Затем, в сентябре мы провели масштабную акцию направленную, прежде всего, на поддержку пенсионеров и многодетных семей - рассылку продуктовых наборов к празднику Рош а-Шана, которые получили более сотни тысяч семей.

- Как переживает еврейская община Москвы и России в целом вторую волну коронавируса? Много ли заболевших?

- Пока что легче, чем весеннюю. Мы не закрываем синагоги. Люди уже подготовлены, знают, что и как надо делать, что в помещении надо ходить в масках, соблюдать социальную дистанцию и так далее. Но мы также стараемся проводить максимум мероприятий дистанционно, чтобы те, кто опасается посещать синагоги, ездить на общественном транспорте и так далее, не чувствовали бы себя брошенными и покинутыми.

- Найдет ли отражение тема пандемии в экспозиции Еврейского музея?

- Я полагаю, что когда мы будем, с Божьей помощью, описывать жизнь еврейской общины в начинающееся десятилетие, то будет и упоминание об эпидемии. Надеюсь, что она не продлится столь долго, чтобы о ком-то говорили "деятель эпохи коронавируса" .

- Как изменился общий объем инцидентов антисемитской направленности на фоне, с одной стороны, режима изоляции и экономического кризиса - с другой? Есть ли статистика на этот счет по России и в целом по миру?

- Если говорить об инцидентах "вживую" - нападениях, случаях вандализма, то их количество скорее сократилось из-за того, что и евреи, и антисемиты были вынуждены сидеть дома, соблюдая режим самоизоляции. К примеру, в России наш мониторинг в 2019 году отметил семь случаев антисемитского вандализма, а по итогам 11 месяцев 2020 года было зафиксировано лишь четыре подобных случая. Зато количество проявлений антисемитизма в интернете резко выросло.

- В чем вы видите новый тренд антисемитизма? Религиоведы, например, считают, что он связан с ультралевыми группами "свидетелей СССР".

- Новый тренд антисемитизма (впрочем, относительно новый - он насчитывает уже несколько десятилетий) - это его проникновение в левую среду, где он обычно маскируется под антиизраилизм. Кроме того, эпидемия коронавируса и вызванные ею страхи вызвали к жизни большой пласт старых антисемитских клише о "евреях-отравителях", евреях, наживающихся на чужих бедах, и так далее. Что касается "Свидетелей СССР", то у них, по-моему, антисемитизма больше, чем левизны. В конце концов именно они пытались нанять убийцу, чтобы расправиться с председателем еврейской общины Краснодара, но, слава Богу, были вовремя разоблачены правоохранительными органами.

- Как, по-вашему, можно остановить обострение ситуации с терроризмом в Европе? Достаточно ли было бы, на Ваш взгляд, принять за рубежом законы о запрете оскорбления чувств верующих, как это было сделано в России, или понадобится что-то еще?

- Я полагаю, что и в России, и в Европе, помимо запретов на оскорбление чувств верующих, нужны масштабные просветительские программы, помогающие понять и принять людей иной веры, национальности и цвета кожи (разработкой подобных программ, кстати, активно занимается Центр толерантности Еврейского музея), и тщательная работа правоохранительных органов и гражданского общества по борьбе с пропагандой ненависти.

- Как евреи отреагировали на победу Джо Байдена на выборах президента? Не ожидаете ли вы некоторого смещения вектора в ближневосточной политике США?

- Насколько нам известно, значительная часть американских евреев отреагировала радостно как приверженцы Демократической партии. Израильтяне же, наоборот, с некоторой тревогой ждут возможного ухудшения отношений с США. Я думаю, что некоторое смещение вектора в ближневосточной политике США произойдет - у Байдена, как он уже заявлял, есть собственное видение того, как там нужно действовать. Но при этом он вряд ли будет отменять решения Трампа - от переноса посольства в Иерусалим до "Соглашений Авраама".

- Давайте вернемся к российской тематике. Недавно митрополит Иларион предложил ввести священные тексты в школьную программу по литературе. Импонирует ли Вам такая инициатива?

- Танах (больше известный в России как Ветхий Завет) - одна из самых популярных книг в мире. Без сомнения, там можно будет найти интересные и поучительные для школьников отрывки. Кроме того, знакомство со священными текстами других религий поможет школьникам лучше узнать их и понять, что приверженцы этих религий - не какие-то страшные и непонятные чужаки, а вполне обычные и нормальные люди.

- Не так давно широкое общественное обсуждение получили темы ЭКО и суррогатного материнства. Многие религиозные деятели активно выступают против того и другого. Каково отношение иудаизма к этим вопросам?

- Первая заповедь иудаизма, которую Всевышний дал Адаму и Еве, - "плодитесь и размножайтесь". Поэтому мы приветствуем достижения науки, способствующие выполнению этой заповеди. ЭКО и суррогатное материнство как раз и относятся к числу подобных достижений. Единственное "но" - они могут применяться, только если нет других возможностей произвести на свет ребенка. При этом в случае суррогатного материнства на каждом этапе - от зачатия до рождения - необходимы консультации не только с врачами, но и с раввинами-специалистами.

- После недавнего инцидента в Воронеже, где солдат расстрелял сослуживцев, активизировалась дискуссия о принципах формирования российской армии. Как вы относитесь к идее полного перевода Вооруженных сил России на контрактную основу?

- Профессиональная армия - хорошая вещь, но, во-первых, сама по себе она не предохраняет от историй, подобных воронежской. Кроме того, это достаточно дорогая вещь. Поэтому я полагаю, что, по крайней мере в ближайшие десятилетия, нужно будет сохранить нынешнюю смешанную систему, когда значительную часть армии составляют контрактники, но сохраняется и призыв.

- В сентябре этого года начальник управления санитарного надзора Роспотребнадзора Ирина Шевкун заявила, что, по новым нормативам, школьное питание будет учитывать религиозные и национальные традиции. Планирует ли Департамент кашрута ФЕОР участвовать в составлении школьного меню и в поставках кошерной еды школьным столовым?

- Мы готовы к участию в подобных переговорах. Что касается кошерной еды в школьных столовых, то в школах с еврейским этнокультурным компонентом и без того есть кошерная еда. Что же касается остальных школ, то там все будет зависеть от числа детей (а точнее - их родителей), которые будут готовы публично демонстрировать свое еврейство, в том числе и заказывая кошерную еду.

- Как пройдут ханукальные торжества в нынешнем году, традиционное веселье до упаду на этот раз отменяется?

- К сожалению, как и в случае с большинством остальных праздников в этом году, наши планы оказались нарушены эпидемией коронавируса. Торжественное зажигание свечей ханукии, конечно же, пройдет, но без зрителей, поскольку на праздновании невозможно соблюсти социальное дистанцирование. Но мы поощряем и воодушевляем людей к веселью дома, к тому, чтобы смотреть трансляцию зажигания свечей ханукальной меноры в режиме реального времени.