2017-06-22 12:49:00

Материалы СМИ: "Надобно дело делать"

Наша история судила так, что русскоязычные евреи в большинстве своем выросли на великой русской литературе. А русская литература, среди прочего, подарила миру архетип "лишнего человека": умного, образованного, душевно тонкого, но не приспособленного ни к какому полезному делу. Благодаря своим превосходным качествам "лишний человек" часто заслуживал симпатии. Но русская литература потому и великая, что всегда была честной: во всех без исключения произведениях, где появлялся "лишний человек", его ждал неминуемых крах.

Почему? Принято было обвинять во всех бедах дурное государство или дурное общественное устройство. А вот если бы "лишние люди" заглянули однажды в Талмуд, они сразу поняли бы, что причина проще, но глубже. Вот что говорит мишна: "У кого мудрость преобладает над делом, подобен дереву с богатой кроной, но слабыми корнями: подует ветер и вырвет дерево с корнями... А тот, у кого дела преобладают над мудростью, подобен дереву с немногими ветвями, но могучими корнями: даже если все ветры мира соберутся и подуют на него, оно не сдвинется".

На первый взгляд парадокс: мы, "народ Книги", всю жизнь учим Тору, то есть приобретаем мудрость, наша традиция основана на почитании знания и мудрецов - а тут мудрого человека сравнивают с "деревом со слабыми корнями"! Но мысль мишны более сложная: если человек приобретает мудрость, а делает мало, то при первом же испытании окажется, что даже то, что он сделал, ничего не стоит. "Подует ветер и вырвет дерево с корнями": человек не просто будет сломан испытаниями, как дерево, но его дела (корни) выйдут наружу, и все увидят, что они были слабы. И никакая мудрость не поможет: возможно, она-то и повредила, потому что "ветви"-знания развивались за счет "корней".

Тора учит, что есть два пути, как можно узнать Б-га: через знание и через веру. Когда человек приобретает знания, он становится мудрым и приходит к мысли о Б-ге. Но когда человек, не обладающий большими знаниями, полон веры, он приходит к пониманию того, что желание Б-га важнее, чем его собственное. И тогда он творит волю Б-га, поднимаясь, посредством своих дел, намного выше, чем позволили бы его знания, да и знания величайших мудрецов.

Талмуд рассказывает о нескольких раввинах, выдающихся знатоках Торы, которые в странствиях своих подошли к границам прекрасного сада. Они вошли в сад и увидели великий свет. Один раввин утратил рассудок, другой утратил веру в Б-га, и только рабби Акива "вошел с миром и вышел с миром". Что дало ему такую силу? Мы знаем, что рабби Акива начал учить Тору, достигнув сорока лет, а все свои молодые годы он трудился, совершал праведные поступки, делом доказывая веру в Б-га. Потому его мудрость была основана на таком крепком фундаменте веры, что даже сильное испытание не повредило ему.

<...>

Берл ЛАЗАР,
главный раввин России
Альманах "Лехаим"
19 июня 2017 г.



Полный текст статьи см. в рубрике "Мониторинг сетевых СМИ".