2009-02-11 18:01:00

КС Казахстана признал поправки в законодательство по вопросам вероисповедания не соответствующими Конституции

Астана. 11 февраля. ИНТЕРФАКС - Конституционный совет Казахстана считает, что принятые в конце прошлого года парламентом страны поправки в законодательство по вопросам вероисповедания не соответствуют нормам Основного закона, сообщил председатель совета Игорь Рогов.

Таким образом, подчеркнул он, данный закон "не может быть подписан и введен в действие".

Сомнения главы государства в конституционности представленного ему на подпись закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений" оказались обоснованными, рассказал И.Рогов.

Он пояснил, что в ходе рассмотрения закона советом был выявлен ряд противоречий этого документа Конституции республики.

В частности, "используя в некоторых нормах закона понятие "гражданин", законодатель неправомерно сужает круг лиц, наделяемых льготами по включению в трудовой стаж времени обучения в очных духовных (религиозных) организациях образования, а также тех лиц, законные интересы которых должны защищаться уполномоченным органом, исключая из их числа иностранцев и лиц без гражданства, законно пребывающих на территории Казахстана, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом", сказал он.

Кроме того, продолжил И.Рогов, в понятийном аппарате закона не дается четкого определения словосочетанию "свобода вероисповедания" и не определяется его соотношение с предусмотренным в Конституции правом каждого на свободу совести.

"По мнению Конституционного совета, данное право включает в себя в том числе и возможность свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой... Следовательно, норма закона о том, что "осуществление свободы исповедовать религию или распространять убеждения может быть ограничено законами республики", не согласуется с пунктом 3 статьи 39 Конституции, согласно которому право каждого на свободу совести не подлежит ограничению ни в каких случаях", - подчеркнул И.Рогов.

Одна из поправок, продолжил он, нарушает закрепленный в Конституции принцип равенства всех перед законом, так как срок государственной регистрации религиозного объединения, исповедующего "ранее не известное в Республике Казахстан вероучение", может прерываться на срок до шести месяцев, в то время как срок регистрации иных религиозных объединений - на неопределенное время.

Наряду с этим, по словам И.Рогова, установлена смысловая неидентичность текстов закона на казахском и русском языках, искажающая содержание правовой нормы и порождающая невозможность ее однозначного понимания и применения на практике.

Конституционный совет указал также на "технико-юридические недостатки закона, создающие возможность для неоднозначного понимания его отдельных положений, что на практике может привести к произвольным истолкованию и применению, а впоследствии - к необоснованному ограничению прав и свобод человека и гражданина", сказал И.Рогов.

Решение Конституционного совета вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории республики, окончательным и обжалованию не подлежит, однако не позднее, чем в месячный срок, президент может внести возражения, которые, однако, могут быть преодолены двумя третями голосов от общего числа членов совета.

Как известно, КС рассматривал обращение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о проверке на соответствие Конституции страны закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений".

Этот документ был инициирован депутатами парламента с целью координации взаимоотношений государства и религиозных объединений, законодательного закрепления прав и обязанностей религиозных объединений.

В частности, принятым парламентом законом предусматривалось внесение изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение законодательства о свободе вероисповедания и религиозных объединений.

Предложенные изменения и дополнения в закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" касались установления правовых оснований проведения религиоведческой экспертизы.

Предлагалось также детально регламентировать деятельность религиозных групп. В частности, предлагалась классификация, делившая религиозные объединения на центральные, местные, а также на религиозные группы.

В законе также уточнялся порядок регистрации религиозных объединений и устанавливались основания для отказа в регистрации. В этой связи вносились дополнения в закон "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств".

Этот закон критически был воспринят международными организациями, казахстанскими экспертами, общественными структурами.