2019-09-17 11:27:00

В Брянской области найдено священное место эпохи палеолита

Москва. 17 сентября. ИНТЕРФАКС - Экспедиция Института археологии РАН обнаружила на палеолитической стоянке Хотылёво-2 в окрестностях Брянска следы священного места племен, обитавших здесь 23 тыс. лет назад.

"Найденные элементы памятника - кострище, вкопанные фрагменты костей мамонта, скрытые под ними предметы и их расположение - не оставляют сомнений в том, что эта площадка могла быть местом проведения ритуалов и обрядов", - сообщает во вторник пресс-служба института.

"Наша экспедиция исследует стоянку Хотылёво-2 с 1993 года. С 2005 года мы раскрываем фрагменты комплекса, которые позволяют предполагать их сакральный характер: обилие охры, уложенные и вкопанные в определенном порядке кости мамонта, ямы, скопления кремневых изделий, произведения искусства, например, статуэтки палеолитических венер", - рассказал Константин Гаврилов, руководитель экспедиции.

В институте рассказали, что верхнепалеолитическая стоянка Хотылёво относится к культурной общности восточного граветта - это группа памятников верхнего палеолита, распространенная на территории Центральной Европы и Восточно-Европейской равнины. Радиоуглеродный возраст этого явления составляет от 28 до 20 тыс. лет. В этот период последние ледники на территории Европы уже отступали к северу и закрывали только Скандинавский полуостров и Балтийский регион. Равнину покрывали лесостепи, здесь водились мамонты, северные олени, бурые медведи и пещерные львы.

С 2005 года на стоянке Хотылёво-2 археологи находили артефакты, которые были уложены особым образом: как правило, они лежали на присыпанной охрой земле, иногда были накрыты сверху фрагментированными костями мамонта. Во время раскопок 2019 года стало очевидно, что ямки, вкопанные кости мамонта и особые находки образуют овал, в центре которого находилось кострище. По мнению ученых, структура археологического комплекса и расположение в нем предметов указывают на его сакральный характер.

"Из этнографических материалов нам известны ритуалы, сопровождающие празднование удачной охоты: охотник, убивший зверя, должен был принести жертву, чтобы умилостивить духа зверя и обеспечить продолжение его рода. Возможно, именно здесь и проводились подобные обряды, которые сопровождались ритуальными трапезами - на это указывают указывают многочисленные кости животных и обширные скоплениия угля", - отметил Гаврилов.