2011-05-26 11:59:00

Консенсус Третьего Рима. Тезисы Ассоциации православных экспертов к обсуждению базовых ценностей общества на XV Всемирном русском народном соборе

Вечные ценности общества - свобода, соборность, патриотизм, справедливость - это базовые категории, которые раскрываются в самых разных аспектах человеческой жизни. Едва ли кто-либо станет оспаривать их важность и ценность, тем более, что они базируются на базовых этических принципах Христианства. Да и другие традиционные религии России в своих этических системах поддерживают, по своему трактуя, эти ценности.

Христианская богословская аргументация предложенных этических и социальных ценностей вполне исчерпывающе изложена в проекте базовых ценностей, подготовленном к рассмотрению на Всемирном Русском Народном Соборе. В нашей работе мы хотели бы остановиться на общественно-политической проблематике.

Мы исходим из того, что базовые этические ценности находят вполне конкретное воплощение в общественно-политической сфере, создавая основу для общественно-политического консенсуса Русского мира. Представляется, что все политические силы государств Русского мира, вне зависимости от идеологической направленности и социальной базы, должны разделять этот консенсус - поскольку он логически однозначно и непротиворечиво выводится из базового этического консенсуса. Если существует т.н. "вашингтонский консенсус", в соответствии с которым осуществляется финансово-экономическая политика всех развитых стран и международных институтов, то тем более должен возникнуть и "московский консенсус" (или, вернее, консенус Третьего Рима), в соответствии с которым должна осуществляться политика на всем пространстве Русского мира, разделяемого всеми политическими силами - от общественных движений и партий до руководства государств.

Мы предлагаем для общественного обсуждения семь принципов "Консенсуса Третьего Рима", которые вытекают из наших политических представлений, выраженных в том числе в базовом идеологическом докладе "Третий Рим. Суверенная модернизация".

1. Единство Русского мира.

Все пространство Русского мира должно оставаться в гуманитарном, духовном и как можно более тесном политическом единстве. Государственность современных стран СНГ в конечном счете стала возможной благодаря политическому влиянию исторической, имперской России, и цивилизационно-гуманитарному - Русской Православной Церкви. Несмотря на метаморфозы исторической России, прошедшей через период временной дезинтеграции, новой сборки в Союз ССР и затем государственного размежевания в формате СНГ, именно историческая Россия является матрицей для государственностей стран СНГ. Русский народ - самый крупный разделенный народ в мире со времен распада СССР - не столько "рассеялся", сколько взял на себя новую роль цементирующей и скрепляющей пространство СНГ силы. А этот народ в абсолютном большинстве своем исповедует православное христианство.

Такое культурное, социальное и политическое пространство, как пространство СНГ, пространство Русского мира, является многократно более единым в цивилизационном отношении, нежели пространство Европейского союза, а значит - имеет гораздо больше оснований для максимальной экономической, политической и культурной интеграции. Действия, направленные против интеграции этого пространства - это действия, направленные против всего Русского мира.

2. Приоритетная государствообразующая и цивилизационная роль Православного Христианства и Русской Православной Церкви.

Данный тезис органично вытекает из всей истории Русского мира, начиная от периода Московской Руси и Российской империи, заканчивая современным периодом. Примечательно, что это была не подавляющая и замещающая, а именно развивающая, цивилизационная и культурообразующая роль. Соответственно, признание во всех государствах Русского мира особой роли Православия не может означать подавление или утрату суверенитета, а является признанием исторического факта и сложившегося объективного положения вещей. Борьба с Православием, притеснение канонической Русской Церкви и провокации расколов должны однозначно оцениваться как действия не только против конкретной религиозной конфессии, но и против Русского мира в целом.

3. Солидарность русского мира - "один за всех и все за одного"

Практической реализацией принципа единства Русского мира должна быть солидарность государств, его составляющих. Она должна проявляться в конкретных формах экономического и военного сотрудничества. Требуется максимальное преодоление таможенных и административных барьеров для экономического взаимодействия между странами Русского мира и неукоснительное соблюдение обязательств военной взаимопомощи и взаимопомощи в области безопасности. Солидарность на уровне межгосударственных отношений должна дополняться максимальной активизацией всех видов общественных и культурных контактов. Русская Православная Церковь как единство верующих, становится мощнейшим проводником таких контактов.

4. Новая симфония: светское, а не атеистическое государство

Светскость государства понимается как его административная независимость от структур Церкви (и структур Церкви - от государства), а не как дистанцирование государства от Церкви или же подавление Церкви государством. В максимально тесном взаимодействии Церкви и государства на благо общества реализуется новая симфония. Все государства Русского мира должны быть открыты для такого взаимодействия и осуществлять его.

5. Патриотизм как часть общего самосознания Русского мира

Опыт Украины периода правления президента Виктора Ющенко наглядно демонстрирует вред локального шовинизма для культурного, экономического и политического взаимодействия с братскими для украинского народами - русским и белорусским - да и всем обществом Русского мира. Локальный патриотизм государств является высочайшим чувством гражданского самосознания, но он не должен противоречить общим интересам Русского мира - в противном случае он неизбежно вырождается в бесплодный и опасный шовинизм. Настоящий патриот любой из стран СНГ должен ощущать себя не только гражданином своей страны, но и гражданином Русского мира, единой, созданной в прошлом Россией, цивилизации. Национализм "бендеровского" типа, с его презрением к общим ценностям и историческому наследию Русского мира, национализмом в сущности не является.

Важным элементом "Третьеримского консенсуса" мы считаем празднование величайших побед русского мира, таких как Крещение Руси, Куликовской битвы, освобождения Москвы от интервентов в 1612 г., Великой Победы 1945 года, дня воссоединения Украины с Россией, состоявшегося в 1654 году,дня памяти святых Новомучеников и Исповедников и дня памяти всех святых, в земле Российской просиявших и и др. В связи с нападками на День Победы, мы специально оговариваем, что попытки отрицать роль и значение Великой Победы 1945 года мы считаем деятельностью, направленной против русского мира.

6. Примат цивилизации и недопустимость архаизации

Цивилизационное единство подразумевает сохранение цивилизации как таковой. Любые попытки насаждения средневекового жизненного уклада, борьба с научным прогрессом как таковым, ограничение свободы научно-технической мысли (за исключением биоэтических) и снижение роли образования и научного знания недопустимы. Представляется абсолютно необходимым возрождение единого научного пространства Русского мира для скорейшего инфраструктурного и научно-технического возрождения его государств. Это означает недопустимость радикальных антимодернизационных и экстремистских доктрин, в том числе - исламского экстремизма.

7. Свобода против разнузданности

В общественно-политическом аспекте приверженность ценности свободы подразумевает стремление обеспечить членам общества максимальную свободу самореализации. Это означает и приверженность демократической форме правления с максимальным развитием местного самоуправления и новейших технологий учета мнений граждан, и свободу передвижения людей, капиталов и знаний, и свободу творческой и научной самореализации. При этом христианское понимание принципа свободы противоречит представлению о ней как о вседозволенности, являющейся, напротив, самой страшной формой рабства - духовного.

Христианское понимание свободы может и дожно стать важнейшим фактором цивилизационной привлекательности Русского мира и его важнейшей политической ценностью.

Свобода является христианской ценностью.