2022-05-23 11:55:00

Патриарх призвал не повторять дореволюционных ошибок в преподавании основ религии в школах

Москва. 23 мая. ИНТЕРФАКС – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предостерег школьных преподавателей основ православия от повторения дореволюционных ошибок, когда Закон Божий для многих школьников был самым скучным уроком.

"Ну что греха таить? Если вернуться к дореволюционной практике преподавания Закона Божьего, то мне еще пришлось в жизни встречаться с теми, кто учился в тех дореволюционных школах. Почти все говорили, что это был самый скучный урок, и на него в основном ходили скрепя сердце, да еще иногда батюшки, которые преподавали Закон Божий, были строгими и использовали кафедру не только для преподавания, но и для достаточно жесткого воспитания детей, и у большинства складывалось такое, мягко говоря, негативное отношение к преподаванию в школах Закона Божьего", - сказал патриарх в понедельник с трибуны XXX Международных образовательных чтений в Кремле.

По его мнению, сегодня "ни в коем случае нельзя повторить ошибки прошлого", хотя тогда Закон Божий в школе преподавали очень подготовленные люди, в основном это были священнослужители, с хорошим образованием, которые, однако, не смогли "достучаться до детских сердец в очень большом количестве случаев".

"Как бы ни были хороши учебники, они не обеспечат успеха образовательной деятельности, как партитура самого гениального музыкального произведения не обеспечит успех его исполнения посредственными музыкантами", - подчеркнул патриарх Кирилл.

Поэтому, считает он, всякий раз, когда преподаватель религии выходит на школьную аудиторию, он должен пытаться соотнести себя с новым поколением, "понять этих детей, с их запросами, с их интересами, с их приоритетами, и попытаться слово о Боге включить в их систему ценностей – так, чтобы для ни это было понятно, интересно и важно".

По мнению патриарха, педагог должен постоянно учиться. "Обучение религии всегда привязано к жизни, потому что в отрыве от жизни это сухой и никому не нужный предмет. Поэтому примеры из жизни, отсылка к жизненным ситуациям будет помогать детям контекстуально воспринимать христианство, то есть в связи с тем, что они знают, что для них привычно, в том контексте, в котором они сами существуют и действуют", - пояснил предстоятель.