2017-03-18 09:04:00

Староверы должны смотреть в будущее

16 марта состоялась встреча президента РФ с главой Русской православной старообрядческой церкви - первая встреча подобного рода за всю многовековую историю старообрядчества. О том, как складывались отношения власти в России со староверами, в интервью "Интерфакс-Религия" рассказывает известный выходец из их среды, член комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель Фонда Григория Богослова Леонид Севастьянов.


- Леонид, как вы восприняли встречу Владимира Путина с митрополитом Корнилием?

- На мой взгляд, это историческая встреча. На самом деле, как ни странно, но за 350 лет старообрядческого движения лидер России первый раз встречается с главой старообрядческой церкви - это притом, что старообрядчество дало стране многие достижения промышленности и культуры. Достаточно вспомнить хотя бы завод ЗИЛ или Шаляпина, Врубеля, Серова и Горького появление которых без поддержки старообрядческого капитала было бы просто невозможным. А Станиславский сам был старовером.

- В чем причина такой исторической непризнанности старообрядчества со стороны российского государства?

- Дело в том, что в каком-то смысле этот процесс был обоюдным. Старообрядчество считало, что с реформами патриарха Никона, царей Алексея и Петра Россия встала на чуждый ей, почти еретический вектор развития. С тех пор мы можем наблюдать параллельную историю развития российского общества. Была официальная история русского народа, но была и параллельная ей, со своими героями в лице того же протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, Степана Разина и атамана Некрасова. Даже Пугачев был старовером и говорил, что прежде всего боролся за старую веру.

- Неужели не было за всю историю со стороны государства попыток наладить отношения со старообрядчеством? Ведь считается, что старообрядчество было очень выгодным для государства в экономическом смысле...

- Попытки, конечно же, были. Прежде всего при Екатерине, после разгрома Пугачева. Потом при Павле, который легализовал древнерусский обряд и установил единоверие. Но Павла убили, и попытки примириться со староверами были свернуты. При Николае I старообрядчество опять пытаются загнать в гетто, а при Александре II даже предпринимается попытка полностью запретить старообрядчество. Именно тогда были запечатаны алтари в старообрядческих церквях и запрещено староверам совершать богослужения. Именно тогда старообрядчество опять ушло в подполье.

На мой взгляд, наладить отношения со старообрядчеством должны были еще 300 лет назад. Оно дало очень много для развития нашей страны, и в этом смысле государство было в долгу перед староверами. Надеюсь, нынешняя встреча митрополита Корнилия с президентом России поможет, наконец-то, перевернуть еще одну страницу нашего трагического прошлого.

- Что вы думаете по поводу обвинений староверов в организации двух первых русских революций?

- Я думаю, что обвинения оправданны. Но не могу их назвать обвинениями. Да, старообрядчество боролось за свои права на свободу вероисповедания, и как только она была дарована в октябре 1905 года, представители старообрядчества сразу же из революционного движения вышли, после чего революция пошла на спад. Представьте ситуацию, когда вас селят в гетто на кладбище, где вы должны заниматься похоронами умерших от чумы, когда вам запрещается молиться по русским традициям, когда вас лишают за вашу веру всех общественных прав, но при этом облагают двойным налогом, притом что удельный вес вашего участия в экономике страны - 70%. Какие у вас есть шансы добиться ваших прав?

Что до роли старообрядцев в Февральской революции, то там смысл был уже в другом: капиталу и экономике нужен понятный всем закон, так как именно наличие законов гарантирует ваши инвестиции и, соответственно, ваш экономический рост. Все так называемые февралисты-староверы были монархистами, но выступали за Конституцию, так как наличие таковой дает стабильность и уверенность для капитала. Если же законом является абсолютный монарх, который может легко менять свое видение, тем более его преемник, то этот факт просто делает невозможным экономическое развитие в условиях промышленной революции.

- Должно ли государство извиняться перед староверами за исторические гонения?

- Думаю, нет, так как гонители и гонимые давно находятся в мире ином. Я не верю в коллективную вину и в коллективную ответственность. Современное российское государство помогает староверам, так что ему не в чем каяться. Староверы, будучи христианами, также не могут чувствовать себя обиженными и ждать чьих то покаяний. Староверы должны смотреть в будущее и служить Богу и людям.